chispa1707: (Default)
[personal profile] chispa1707
В период 1954-1957 гг. лаборант Шноль провел десятки тысяч экспериментов по замеру скорости реакций в белках и в итоге увидел ряд закономерностей: скорости реакций зависели от времени суток (24 часа), от фазы вращения Солнца вокруг своей оси (27 суток) и от фазы вращения Земли вокруг Солнца (365 дней). В целом скорости реакций подчинялись еще и звездным суткам (они не равны земным - 23 часа 56 минут). В 1977 году, за работы в этой области (с опорой именно на эти разработки) бельгиец Илья Пригожин получил Нобелевскую премию.
***
Более того, Шноль (долго работавший с радиоактивными изотопами) установил, что интенсивность излучения радиоактивного источника (плутоний) меняется во времени точно с той же периодичностью. Вышел скандал: Шноль был биологом, а потому этой публикацией в журнале "Успехи физических наук" сунулся в чужую епархию. Сторону Шноля принял главный редактор журнала и член комиссии по лженауке В. Л. Гинзбург. Нападающим был сотрудник Института ядерной физики Сибирского отделения АН СССР (РАН) Кругляков Э. П. - председатель комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.
***
МОЙ КОММЕНТАРИЙ:
В такой ситуации разрушение планеты Ольберса, сопряженное с изменением всех орбит и почти всех (кроме двух) осей вращения планет Солнечной системы было обязано повлиять и на скорость интенсивности излучения радиоактивных элементов, и на скорость распада этих элементов (триггера излучения). Для наших целей это обстоятельство вряд ли полезно, а вот для оценки сроков жизни Солнечной системы это сверхважно. Ставки в заинтересованных кругах науки (астрономии и физике, как минимум) чрезвычайно высоки.
***
И еще: гипотезу о планете Ольберса окончательно похоронили к 1970-м - именно тогда стало ясно, сколь многое придется пересматривать в науке, стоит эту гипотезу допустить к рассмотрению. А на самом верху науки в эти годы стояли те, кто сделал прорывные открытия в 1930-х, то есть, им пришлось бы хоронить огромные, определяющие массивы собственных разработок. Речь идет о законах термодинамики и квантовой механики, - в нарушении именно этих законов обвиняли всю эту когорту ученых (Шноль, Жаботинский, Белоусов) при отказах в публикации результатов их чрезвычайно чистых экспериментов.
***
МНЕНИЕ ИИ:
Симон Эльевич Шноль (1930–2021) действительно выдвинул и развивал гипотезу о космогеофизических факторах в биохимических и биофизических процессах. Основные публикации на эту тему появились начиная с 1950-х, а в 1980-х — в журнале «Успехи физических наук» и смежных изданиях.
Суть:
Шноль фиксировал многопиковые распределения (не гауссовы) при измерении скорости ферментативных реакций, радиоактивного распада, колебаний биосистем.
Он утверждал, что форма этих распределений синхронно изменяется во времени в разных лабораториях, что, по его мнению, указывало на влияние космогонических ритмов — суточных, лунных, годовых и даже связанных с вращением Солнца.
Центральная работа:
Шноль С. Э., «Флуктуации биологических, химических и физических процессов как проявление космогеофизических факторов», — Успехи физических наук, т. 168, вып. 12 (1998), с. 1315–1338.
В ней он прямо утверждает, что статистические флуктуации в процессах на Земле несут отпечаток астрономических циклов.
Связь с Пригожиным, однако, скорее концептуальная, не фактическая:
Пригожин рассматривал самоорганизацию в неравновесных системах и возможность возникновения порядка из хаоса.
Шноль, независимо и вне его школы, описывал эмпирические ритмы и синхронизации, пытаясь показать, что внешняя космическая среда влияет на внутренние биохимические процессы.
То есть — оба говорили о неравновесных процессах и самоорганизации, но Пригожин вывел строгие физико-математические закономерности, а Шноль — наблюдательные статистические аномалии с гипотетическим космическим фактором.
Прямых цитат Пригожина о Шноле нет; влияние скорее идейное и ретроспективное, не признанное в академическом смысле.

Date: 2025-11-06 03:50 am (UTC)
From: [identity profile] fantastron1.livejournal.com
Как бы в тему
Почему историю не перепишут никогда
https://www.youtube.com/watch?v=t6d6J4FJDtg

Date: 2025-11-06 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Хороший материал. Спасибо.

Date: 2025-11-06 04:44 am (UTC)
From: [identity profile] nordickk.livejournal.com
Ну какой же он бельгиец ))

Date: 2025-11-06 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] Грин Го (from livejournal.com)
Обыкновенный. Со справкой, т.е. с паспортом

Date: 2025-11-06 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] marvellous-lynx.livejournal.com
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%BD,_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Место рождения — Российская империя.

Date: 2025-11-06 05:01 am (UTC)
From: [identity profile] hajoh.livejournal.com
Исследования закономерностей, наблюдаемых при систематических измерениях альфа-активности плутония 239 С.Э. Шноль (уже доктор биологических наук), проводил на протяжении десятилетия 1997 - 2007 г.г.
В 2009 ему удалось опубликовать книгу "Космофизические факторы в случайных процессах"
Svenska fysikarkivet
Stockholm, 2009, 388 pages
https://digitalphysics.ru/pdf/Kaminskii_A_V/shnoll2009ru.pdf
Edited Date: 2025-11-06 05:11 am (UTC)

Date: 2025-11-06 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Верно, он пустил эти исследования на официальный научный поток заметно позже 1950-х, но все факторы, имеющие возможность повлиять на результаты (магнитное поле, температуру, влажность, давление, радиационный фон), он стал изучать прям сразу же. То есть, знал он об этом всём комплексе давно, однако даже о главном обстоятельстве (реакциях в белках) был вынужден помалкивать. Обсуждал в узком кругу и по реакции понимал, что его тупо затопчут, а то и посадят - в 1950-х за такие вещи еще сажали.

Date: 2025-11-06 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] hajoh.livejournal.com
Молчал еще и потому, что не было 100% доказательств влияния космоса на скорость протекания реакций. И с альфараспадом он начал работать, т.к. на его интенсивность (официально признано) не влияют магнитное поле, температура, влажность, давление. Когда же ему удавалось озвучить результаты исследований в ученом кругу, то возразить оппонентам было нечего (просто молча уходили).

Date: 2025-11-06 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] marvellous-lynx.livejournal.com
Роскошно.

А не желают пересматривать из-за того, что после пересмотра все их так называемые открытия окажутся ерундой, профессорские кресла получены незаслуженно, а самих выгонят босиком на мороз?
То есть больше ни власти, ни денег, ни уважения?
Edited Date: 2025-11-06 06:31 am (UTC)

Date: 2025-11-06 07:29 am (UTC)
From: [identity profile] nix-z.livejournal.com
Да. Попадут в безработных ))

Date: 2025-11-06 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] Грин Го (from livejournal.com)
Эдак внезапно выяснится, что и астрология строжайшая из научных дисциплин...

Date: 2025-11-06 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] celen-me.livejournal.com
Господа, я не совсем понял позицию автора поста, но вы-то понимаете, что скорость протекания химических реакций абсолютно точно не может зависеть от времени суток? А то у меня чувство, как будто вы защищаете позицию этого жулика Шноля.

Date: 2025-11-06 08:12 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Квантовая механика (теорема Белла, например) приводит к тем же выводам.

Date: 2025-11-06 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] celen-me.livejournal.com
Прошу прощения, но я начинаю думать о вас плохо. Озвучьте, пожалуйста, явно и тезисно, к каким именно выводам приводит, с вашей точки зрения, теорема Белла.

(no subject)

From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com - Date: 2025-11-06 08:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] celen-me.livejournal.com - Date: 2025-11-06 09:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com - Date: 2025-11-06 09:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] celen-me.livejournal.com - Date: 2025-11-06 10:09 am (UTC) - Expand

Date: 2025-11-06 08:12 am (UTC)
From: [identity profile] elotar.livejournal.com
О, верующие подтянулись!

Date: 2025-11-06 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] celen-me.livejournal.com
Уважаемый, я верю только в незыблемость физических постулатов независимости физических законов от конкретной точки пространства и времени, из которых напрямую следует, в частности, что такие вещи, как химические реакции, радиоактивный распад и др. не могут напрямую зависеть от времени суток, а могут только опосредованно, через какое-то воздействие. Например, если бы Шноль проводил опыты на открытом воздухе, очевидно, присутствовал бы циклически зависемый фактор , влияющий на скорость реакций (солнечный свет). Но поскольку, подобные факторы были исключены в лабораторных условиях, объяснить физику процесса здесь иначе не видится возможным.

(no subject)

From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com - Date: 2025-11-06 08:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] celen-me.livejournal.com - Date: 2025-11-06 09:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com - Date: 2025-11-06 09:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] celen-me.livejournal.com - Date: 2025-11-06 10:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] celen-me.livejournal.com - Date: 2025-11-06 01:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elotar.livejournal.com - Date: 2025-11-06 08:59 am (UTC) - Expand

Date: 2025-11-07 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] massatela.livejournal.com
вы не можете допустить мысль, что есть источник частиц (назовём их мю-мю частицы) который находится в пару сотен световых лет (например квазар или черная дыра с джетами) и шлёт потоки мю-мю частиц в наш рукав. Эти мю-мю частицы имеют свойства незначительно ускорять или замедлять скорость реакций (катализатор или ингибитор). Например, при развороте лаборатории на Земле от источника появляется массив земной толщи, что затрудняет пролёт мю-мю частиц, из-за этого идёт влияние суточных ритмов. Когда пролёт частицам перегораживает Солнце или другие планеты - другой ход реакции.

Date: 2025-11-07 09:17 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Хорошая идея, но Солнце и само по себе имеет значение, отсюда цикл в 27 суток.

Date: 2025-11-06 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] eljibor813.livejournal.com
Когда мой сын учился в универе на факультете теоретической физики, он рассказал о том, как в науке побеждают новые теории - не убедительными доказательствами, а когда поумирают сторонники старой теории.

Date: 2025-11-06 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Роскошное наблюдение

Date: 2025-11-06 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] celen-me.livejournal.com
Вы рассказываете о работах Шноля, выполненных им в пятидесятых годах, в его академической юности. Судя по его докторской, "Спонтанные обратимые изменения („конформационные колебания“) препаратов мышечных белков", а так же согласно монографии его ученика Жаботинского "конфигурационные автоколебания", текст которой легко гуглится, в те года Шноль либо вовсе не думал о связи между циклами этих колебательных реакций и астрономическим временем, либо держал свои мысли при себе и в печать не давал. Подводя черту, можно с уверенностью говорить, в те года блестящая научная работа Шноля и его коллег открыла нам целые новые разделы биофизики.

Вот только наука, которой занимался Шноль и его коллеги в 1950-1970 никак не связывала исследуемые ими реакции с астрономическим временем. Вернее, мне не удалось нагуглить ни малейшей тени этой связи.

Уже сильно позже, в 1998, Шноль публикует статью "О реализации дискретных состояний в ходе флуктуаций в макроскопических процессах", в которой утверждает, что, внимание, скорость распада изотопа железа-55 (а вовсе не белковые реакции), как-то связана со звездными сутками и иными временными периодами, которые вы перечислили. Он не объясняет эту связь физически адекватным образом, но указывает, что её удалось выявить на его оборудовании статистически. Эта статья подвергается резкой критике со стороны физиков (по естественным причинам, которые я попытался вам в своих комментариях выше изложить), после чего следуют обвинения Шноля во лженауке. Далее следует ряд публикаций, где Шноль пытается защитить позицию, однако его репутацию эта история, конечно, сильно подмочила.

Резюмирую.
1. Я думаю, что вы оклеветали память Шноля, приписав ему, якобы, открытие какой-то связи между суточным временем и химическими белковыми реакциями. Если вы хотите опровергнуть это мнение, приведите конкретные заголовки или цитаты из работ тех времен, по которым это можно установить. Работа 1950-1970 - блестящая научная работа, заслуженно принесшая Шнолю профессорское звание, а его последователям - нобелевку.

2. Работа престарелого уже Шноля 1998-2014 год в той его части, которая содержит слово "макроскопический" в названиях публикаций (см: Истина) - это грустная история о заслуженном профессоре, который полез не в свою область, наделал там грубейших методических ошибок, и шестнадцать лет упрямо отстаивал свою неправоту (судя по его публикациям, последняя из которых - "Воспроизведение основных феноменов «макроскопических флуктуаций» с использованием световых лучей, генерируемых лазерами или светодиодами (2014)" всё так же продолжает тыкать читателя носом в гистограммы без попытки удобоваримо объяснить научный смысл всего этого). Такое, к сожалению, встречается: вспомнить, хотя бы, историю Фоменко.

Date: 2025-11-06 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Я вижу у Вас два варианта для одной и той же ситуации:
1) Я приписал Шнолю то, чего он не совершал
2) Шноль 16 лет настаивал на своей неправоте
Вам следует определиться со своей позицией.

(no subject)

From: [identity profile] celen-me.livejournal.com - Date: 2025-11-06 12:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com - Date: 2025-11-06 04:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] celen-me.livejournal.com - Date: 2025-11-06 09:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2025-11-06 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] tonikwik.livejournal.com
Браво!
Давно не читал такого мастерского троллинга.

Но прошу Вас, перестаньте.
Добьётесь прямо противоположного результата. Андрей Георгиевич только укрепится в подтверждении своей картины мира.

(no subject)

From: [identity profile] celen-me.livejournal.com - Date: 2025-11-06 12:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com - Date: 2025-11-06 04:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] celen-me.livejournal.com - Date: 2025-11-06 06:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com - Date: 2025-11-06 06:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] celen-me.livejournal.com - Date: 2025-11-06 09:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com - Date: 2025-11-06 10:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] celen-me.livejournal.com - Date: 2025-11-06 06:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com - Date: 2025-11-06 06:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] celen-me.livejournal.com - Date: 2025-11-06 09:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com - Date: 2025-11-06 10:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] celen-me.livejournal.com - Date: 2025-11-06 11:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com - Date: 2025-11-06 11:15 pm (UTC) - Expand

лики времени

Date: 2025-11-07 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] fadiezmajor.livejournal.com
https://youtu.be/VXxgnzyh1KA?si=k85lEfN5LSsnNcIt

гордон беседует с С.Шнолем

Re: лики времени

Date: 2025-11-07 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Спасибо!

Profile

chispa1707: (Default)
chispa1707

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 910
11 1213 14 15 1617
18 192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 19th, 2026 05:42 am
Powered by Dreamwidth Studios