chispa1707: (Default)
[personal profile] chispa1707
bskamalov, опираясь на свои собственные построения, свел в одно соль, сольдо и солдат.
Меня это заинтриговало, поскольку сольдо как токен, за которым стоит какое-то количество соли, это логично.
И оказалось, что словари говорят почти то же самое, искажая смысл в нужную творцам прошлого сторону.

Сольдо (итал. soldo, soldino) — разменная монета, имевшая хождение в итальянских государствах в конце XII — 2-й половине XIX века. Название происходит от римского золотого солида. Название монеты послужило основой слова «солдат» для обозначения наёмника, который куплен за мелкую монету и жизнь которого ценится так же ничтожно.
Солид, в свою очередь, производят от лат. solidus — твёрдый, прочный, массивный.

Словари избегают упоминать главное: соль, ясно слышимую в soldo.
Точно так же построены слова либидо, колорадо, карбонадо.

Однако, bskamalov пошел дальше и посягнул на слово "золото". И я согласился.
Доступного для добычи золота на землях Древней Руси не было, но слово очень популярно.
Значит, изначальный смысл термина был иным, и соль, как эквивалент ценности, замечательно подходит.

Date: 2017-11-17 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] greenorc.livejournal.com
Возможно, что изначально слово обозначало соль, позже (в силу ценности соли) стало обозначать вообще ценности, богатства, сокровища. А после смены в обороте соли еа золото, термин остался за ним.

Date: 2017-11-17 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Да, логично. Аналоги подобных трансформаций значения слова не редкость.

Date: 2017-11-17 11:57 am (UTC)
From: [identity profile] axsmyth.livejournal.com
Ай, какая прелесть! Это просто супернаходка!!!
Золото - от "соли".
Тут сразу же словесным рядом идёт "зола" - по факту соль от пережёга. И употреблялась зола часто именно как соль. И добывалась эта соль вдали от солёных водоёмов именно пережёгом. Соль, зола, золото.
Именно соль, а не собственно золото, тянет на единый торговый эквивалент во все времена. А золото пытались под таковой приспособить, ориентируясь уже на вербалистику (главным образом) и на ценность (не для всех, а только лишь для узкого круга богатеньких) этой странной жёлтой соли - золота. Именно тогда "золото" ("сольдо") накрепко утратило свой исходный смысл соли и наполнилось новым смыслом цвета и ценности. Мухлёвщики, однако :)))

Серебро и соль - два двигателя торговли от века.
Edited Date: 2017-11-17 12:00 pm (UTC)
(deleted comment)

Date: 2017-11-17 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Не надо рекламировать этого актера, он свой путь выбрал, вот пусть и катится в ад.
Комментарий удаляю.

Date: 2017-11-17 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] greenorc.livejournal.com
Но, скорее всего не так. Скорее всего еще проще. Корень у слов соль и золото действительно один, но означает он и не соль и не золото, а солнце. Золото значит "солнечное" (солнечный металл, трудно не ассоциировать золото и солнце), а вот почему соль связана с солнцем, вроде читал, но не вспомню. Возможно выпаривали на солнце. Или скорее, от солевого следа на коже после высыхания морской воды - солнце высушило, вот отсюда и соль.

Date: 2017-11-17 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Не рвусь оспаривать, вполне возможно.

Date: 2017-11-17 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] Лист Прошлогодний (from livejournal.com)
Еще soul — «душа» )

И еще:
От Матфея
5.13. Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?
5.14. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

Date: 2017-11-17 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Необычный поворот!

Date: 2017-11-21 03:24 am (UTC)
From: [identity profile] bioplant.livejournal.com
Существовал еще так же некий суса̀й – цветковое растение, которое в своём научно-латинском названии (Растение Sonchus oleraceus) нашим предкам не было известно. Это только в 18-м просвещённом веке как из рога изобилия на Руси стали появляться иностранные научные словечки, привязанные к «древней» латыни. Поэтому наши предки называли его по-своему, т. е. по-русски – сусай.

Глядя на ярко-цыплячье соцветие этого сусая, напоминающего полевые одуванчики, трудно отказаться от мысли, что его название связано с солнечным светом, которое, кстати, входит в состав нашего искомого слова СУСАЛЬ, т. к. иностранное sol – это и есть вариант слова «Солнце» на многих языках мира. Кто знает, может быть, и здесь это лишь простое совпадение.[15]

https://ss69100.livejournal.com/3619753.html

Date: 2017-11-17 10:42 am (UTC)
From: [identity profile] wordbreaker.livejournal.com
С предыдущим комментатором всецело согласен.
Андрей, слова солод и солидарность добавляйте коллекцию ))))

Date: 2017-11-17 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Прекрасно. Солидный - сюда же.

Date: 2017-11-17 05:31 pm (UTC)
From: [identity profile] maxorlovski.livejournal.com
Тогда уж и соленоид, соло (solo, соловей), Соломон.
А сало нет разве?

Date: 2017-11-17 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Да, сало как ценностный эквивалент, для меня вполне приемлемо )))
А вообще-то Вы, думаю, угадали. Сало отличается от жира тем, что сало - соленое.

Date: 2017-11-17 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] maxorlovski.livejournal.com
А Соломон разве не тот же корень?)) Это же СолоМэн, как бы солнцеподобный, к тому же и лидер (solo)

Date: 2017-11-17 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
С именами все чуток сложнее. Не берусь выстраивать цельных версий.

Date: 2017-11-17 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] paomako.livejournal.com
А вы говорите история не циклична!))) Мы ж этот вопрос у вас здесь разбирали года два назад. И все эти лексические и этимологические связи поднимали.
Ну, раз тема возродилась, то добавлю сюда также и silver, так как, например, ciль (укр.).

Date: 2017-11-17 11:57 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Принимается. Спасибо!

Date: 2017-11-17 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] x-maxy-ru.livejournal.com
Ради справедливости, в латыни сольдо и соль имеют все же разные корни (solidus и salis).

Date: 2017-11-17 01:58 pm (UTC)
From: [identity profile] xenumgate.livejournal.com
Редукция о-а в случае особого желания размежевать, разделить слова от корня и изменить корень исходного слова-первообраза явления.

Date: 2017-11-20 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] x-maxy-ru.livejournal.com
Для гласных под ударением (тем более для основной корневой гласной) в латыни такое чередование едва ли возможно. Тем более если раскручивать слово solidus, оно происходит от слова solus
един(ственн)ый, и таким образом его первоначальное значение "целостный, цельный", которое потом мутировало в "твердый". Это никаким образом даже близко не стоит с солью.

Date: 2017-11-20 11:47 am (UTC)
From: [identity profile] xenumgate.livejournal.com
Ок. А как можно объяснить редукцию слова раб на латыни? То есть, как объяснить тягу к изменению слова servus на slave ? Какие правила словообразования возникли в голове составителя словарика во тьме веков?

Re:

Date: 2017-11-27 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] x-maxy-ru.livejournal.com
Не сразу на slave, а сначала на sclavus. Это весьма странное слово для латыни, где кластеры из трех согласных в начале слова довольно редки. Зато оно похоже на слово clavus (ключ) с каким-то редуцированным префиксом (acclavus например, что-то типа "заключенный", или disclavus наоборот "освобожденный"), вроде того как латинский префикс dis- в итальянском систематически превратился в s-.
Хотя, возможно, тут уже в обратную сторону пошли, когда пытались обосновать подчиненное положение славян по отношению к (С)РИ, и изыскали такое вот слово, мол, славян римляне всегда считали за рабов.

RE: Re:

Date: 2017-11-27 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] xenumgate.livejournal.com
В придумывании новых слов можно делать все что угодно. Айфончег и исходное фон имеют много общего и даже странные согласные и гласные ничего не меняют. Ехslave проще disclavus. Это примерно как ассоциирование термина мельдоний и русские спортсмены в рамках МОК и доклада англичанина. Говорим мельдоний - слышим русский допинг. Придумывать за латинян почему они сменили server на slave не надо. И так понятно - рабы живут там, гле живут славяне. Нечестные спортсмены живут в России, это известно всем. И все самое низкое в человечестве(латынь нам намекае) от этих самых slave. Ведь истинные masters живут там, где у мистеров в подчинении slaves. Лукавить что-то толерантное тут просто не получится. У русских отнимают право быть свободными так же, как в свое время у славян. А судя по последним данным в этом блоге - времени это заняло совсем немного. Так что. "Россия страна рабов" по английски звучит вполне логично, ведь английский это мелкая вульгарная латынь. Мне это понятно. Ведь англичанка всегда гадит. Латынь гадит больше англичанки.

Date: 2017-11-17 02:11 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Словари правились очень активно. Я лишь с огромным трудом и именно в словаре нашел доказательство, что ладанум это и опиум, и ладан одновременно.

Язык надежнее словарей.

не словари, а произношение

Date: 2017-11-19 12:06 am (UTC)
From: [identity profile] shiveluch.livejournal.com
Если один скажет "сольдо", другой может услышать "зольото".
Никакие словари не нужны. Тем более, когда письменности нет у слушателя.
По ошибкам в произношении можно определить- из какого языка пришло (было услышано) слово. А уж как его записали на языке - дело второе.

Соль важна, но стоила ли она столько и платили ли золотыми солидами... большооой вопрос.

Date: 2017-11-17 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] 7lapalla.livejournal.com
Набираем в переводчике в строчку Хлеб Золото Наган , то есть Соль Золото Солнце и погнали по всем языкам. Честно, общего не много, но где то, что проскакивает. Интересно что игральную карту ТУЗ Фасмер выводит из вульгата латыни- южн. Французский- ср. В. Немецкий и далее в русский яз. Через польский ! В итоге ТУЗ у него Деос - Двойка (?), а не дэус БОГ, а может еще проще ТУЗ- СОЛЬ ( тюрк). ...-:)

Date: 2017-11-17 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Действительно интересно.

Date: 2017-11-17 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] paomako.livejournal.com
Ну, раз мы забыли прошлый раунд солевого брейншторминга, то напомню, что дошли мы до того, что и условный "шелковый путь", где бы он не проходил, собственно, sil-ковый.

Date: 2017-11-17 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Да, совершенно выпустил из вида. Спасибо. Это ключевое утверждение.

Date: 2017-11-17 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] paomako.livejournal.com
ТУЗ- СОЛЬ ( тюрк). ...-:)//
Да, коса Тузла, собственно.
И еще: тузлук - соленый жирный бульон из баранины, используется как соус для свежатины.

Date: 2017-11-18 05:54 am (UTC)
From: [identity profile] joedoe-new.livejournal.com
Не только, тузлук также перенасыщеный солью водяной раствор для засолки икры и посола рыбы. Хотя в основе всё равно соль.

Date: 2017-11-20 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] alexandr-horn.livejournal.com
При всем уважении к Фасмеру, слепо верить... Слово "битюг", например, он производит от староузбекского "старый верблюд". Зачем, если есть вполне себе употребляемые на всей территории Европы безо всякого узбекского следа имена Витус-Битиус? От "Вита".

Date: 2017-11-17 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] alexey-egg.livejournal.com
Добавьте сюда еще SOIL - почва, земля...

дам необычный ракурс

Date: 2017-11-17 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] masterdl.livejournal.com
"золото" - в современном понимании достаток, а до изобретения электрических холодильников главной проблемой было сохранить еду в доме от порчи. Если у хозяйки было достаточно соли, то и рыбу (мясо) можно было хранить месяцами. Огромное число овощей и грибов можно сохранить только с использованием соли. Это архиважный природный консервант.

Re: дам необычный ракурс

Date: 2017-11-17 08:59 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Принимается безоговорочно.

Напросились аналогии...

Date: 2017-11-17 10:15 pm (UTC)
From: [identity profile] 38dop.livejournal.com
Столько интересных мнений. Подкину капельку и своих размышлений.

Известно, что Солнце - центр нашей Солнечной системы, податель жизни. В астрологии с Солнцем связывают суть, центральное ядро нашей психики и вообще центр чего-либо, ведущую стратегию жизни человека. И олицетворяет Солнце принцип Ян, является его источником.
Ян характеризуется наличием внутреннего источника энергии, стабильностью и дает наполнение, силу процессам и явлениям, символизирует самостоятельность и жизнеспособность.

С энергией Ян связывают два вкуса в нетрадиционной медицине - соленый и сладкий. Читала мнение, что раньше они (и еще прЯНый вкус) назывались одним словом - СОЛодкий.
В некоторых астрологических системах все планеты группы Ян как раз и отвечают за эти типы вкусовых ощущений (это еще Марс и Венера).

И вот в свете этого подумалось, а не может ли подобная связь Солнца (соли) с Ян находить отражение и в других денежных единицах? Например, есть еще йена и юань).
Кстати, на китайском языке слово соль звучит, как... Yán.

P.S. еще про имя Иоанн подумалось (Иван, Ян), но, это уже "Остапа понесло")).
Edited Date: 2017-11-17 10:19 pm (UTC)

Re: Напросились аналогии...

Date: 2017-11-18 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Ничего не могу внятного сказать.

Profile

chispa1707: (Default)
chispa1707

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 910
11 1213 14 15 1617
18 19 20 21222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 21st, 2026 04:24 am
Powered by Dreamwidth Studios