Судя по посещаемости, новации в ЖЖ ударили по юзерам конкретно.
Продолжаю заявленную серию постов.
***
Продолжаю заявленную серию постов.
***
РЕГИОНАЛЬНАЯ ХРОНОЛОГИЯ
Есть мощное указание на то, где цивилизация начиналась раньше, - языческие храмы, особенно те, что развились настолько, что успешно занимались финансами. Подчеркну: речь идёт о порядках величин, а не о каталожном подсчёте храмов.
.
Порядковая оценка числа языческих храмов
Западная Европа – 20-40 тысяч, экономическая функция сильная, системная
Восточная Европа – 0,5–1,5 тысячи, экономическая функция слабая, локальная
Россия (Европейская часть) – 0,05–0,15 тысяч, экономическая функция отсутствует
.
В России языческая храмовая экономика никак себя не проявила, а значит, масштабное развитие торговли (а вместе с ней городов и цивилизации) началось в тесной связи с принятием христианства. Возникнуть в настолько неблагоприятных условиях городская цивилизация 11 века могла только при условии масштабных внешних вложений активов, - в случае с Россией, связанных с Церковью. Но главное здесь то, что активы пришли в Россию с условного Запада, начавшего развитие раньше в силу более высокой плотности экорегионов.
.
ПЕРЕХОД К ЗЕМЛЕДЕЛИЮ
Основной вывод – сразу: плотность экорегионов критически важна даже на самом первом этапе развития цивилизации – при переходе к земледелию и скотоводству. Однако и другие детали этого перехода критически важны – для понимания.
.
Гипотеза о Broad Spectrum Revolution (Революции Широкого Спектра) говорит, что уже перед началом сельского хозяйства люди стали использовать гораздо более широкий круг пищевых ресурсов. Причина: факторы, убившие мегафауну, и само исчезновение этой фауны изменили экосистемы, начались миграции видов, и наступил дефицит привычного набора продуктов питания. И этот дефицит был достаточно серьезен для подлинной социальной революции – переходу к сельскому хозяйству.
.
СУТЬ РЕВОЛЮЦИИ
Скотоводство и земледелие содержат единый принцип: взятие под контроль продуктовой базы. Это иное мышление, чем у охотника и собирателя, требующее иных навыков, иных ценностей, иной организации общества. Возвращение к охотничьей удаче для тех, кто, вкусив контроля, изменил принципы самоорганизации, невозможно, даже если бы не было побочного фактора: звери со сложной организацией, на которых можно охотиться (олени, лоси, зубры, туры, кабаны), от жилья человека уходят. В результате примитивные земледельческие сообщества получали белки из тех источников, что им были доступны.
.
ИСТОЧНИКИ БЕЛКА У РАННИХ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ
(по данным археологии и этнографии)
Грызуны: полёвки, хомяки, суслики, песчанки, тушканчики, дикобразы, нутрии.
Насекомоядные: ежи, землеройки.
Зайцеобразные: зайцы, кролики.
Хищники: лисицы, шакалы, мелкие куньи.
Птицы: куропатки, перепела, фазаны, дрофы, голуби, утки, гуси, лысухи, журавли.
Птенцы и яйца: утиные, гусиные, журавлиные, чайки, бакланы.
Рептилии: ящерицы, вараны, черепахи, змеи.
Амфибии: лягушки, жабы.
Рыба и водные позвоночные: плотва, карась, карп, сом, щука, угорь, осетровые, мелкая стайная рыба, миноги.
Ракообразные: речные раки, крабы, креветки
Моллюски: пресноводные мидии, беззубки, улитки (наземные и водные).
Насекомые и другие беспозвоночные: саранча, кузнечики, сверчки, жуки, личинки жуков, муравьи и их куколки, термиты, дождевые черви, пауки.
Грибы: боровики, подберёзовики, подосиновики, маслята, лисички, сыроежки, шампиньоны, вешенки, сморчки, строчки, дождевики.
.
Уже из набора видно, что ели все, что движется, а значит, доступные и стабильные источники животного белка были ограничены. Следствие дефицита белков при избытке углеводов нередко проявляется в археологических сериях как анемия, задержка роста, кариес. Несмотря на обедненное питание и большее количество труда, контроль над продуктовой базой дал демографический рост, а значит, вовлечение в оборот новых площадей, и земледельцы начали получать еще меньшее количество животных белков на душу.
.
НАЧАЛО ОБМЕНА
Обмен зерна на животный белок начинался практически немедленно. В изотопах скота у животных из «кочевых» зон фиксируется питание зерном, а у людей-земледельцев — всплески δ¹⁵N (животный белок) без роста охоты. В костях животных в земледельческих поселениях появляются кости животных, не характерных для местной экологии; иногда - уже разделанных не «по местной традиции». Причина системная: в отличие от охоты, при которой объем съеденного равен объему добытого, сельское хозяйство дает избыток продукта. Стоит земледельцам и скотоводам встретиться, как начинается обмен белков на углеводы, и вопрос лишь в том, насколько хороши условия для постоянных встреч и обменов.
.
ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ОБМЕНА
Объективные возможности для обмена диктует география, и в Европе она хороша: экорегионы с белковой продукцией достаточно близки к земледельческим.
.
Горные и предгорные зоны: в радиусе 50 км от гор ≈ 30–35 % территории Европы
Прибрежные зоны: на расстоянии ~50 км от моря ≈ 20–25 % площади Европы
Крупные реки: на расстоянии ~30–40 км вдоль главных рек ≈ 15–20 % площади Европы
.
Оценка: ≈ 55–65 % территории Европы находятся в зоне доступного обмена (до 2 дней пути) зерна на животный (или рыбный) белок, что является следствием плотного, полосчатого размещения экорегионов.
.
СРАВНЕНИЕ МАКРОРЕГИОНОВ
В Европе трудно «замкнуть» общество на одном типе хозяйства: протяженные горные массивы, морские и океанические бассейны с колоссальной береговой линией, крупные реки с массой судоходных притоков, и все эти земли примыкают к земледельческим повсеместно. Для начала развития цивилизации Европа идеальна. Но между макрорегионами разница существенна. Вот интегральная оценка с перекрытиями разных зон.
.
Западная Европа
Реалистичный диапазон: 65–75 % территории
Ядро (где обмен почти неизбежен): ≈ 50 %
Восточная Европа
Реалистичный диапазон: 40–50 % территории
Ядро устойчивого обмена: ≈ 30–35 %
Европейская часть России
Реалистичный диапазон: 20–30 % территории
Ядро регулярного обмена: ≈ 15–20 %