chispa1707: (Default)
[personal profile] chispa1707
1. Основные центры железодобычи Орды на Урале
Район - Современная область - Даты активной работы - Характер
Белорецк – Инзер - Южный Урал - XIII–XIV вв. - добыча бурых железняков, остатки горнов и шлаков
Кушва – Нижний Тагил - Средний Урал - XIII–XV вв. - следы плавки, шлаки с высоким содержанием железа
Чусовские городки (район Пермского края) - Пермский Урал - XIII–XIV вв. - угольные ямы, сопки шлаков, остатки дутьевых горнов
Нижнекамье и Прикамье (Булгарское наследие) - Татарстан - XII–XIV вв. - развитая металлургия, включая чугуноподобные сплавы
2. Методы добычи руды
Ордынцы не начинали добычу «с нуля»: они воспользовались существующей булгарской сетью рудников, укрепили и частично милитаризовали производство.
Основные признаки:
Поверхностная и ямная добыча (руду брали с выветрелых выходов бурого железняка и сидерита).
→ Места: Инзер, Улу-Теляк, Кушва, Лая, Чердынь.
Сезонные горные поселения — археологи находят лёгкие юртовые постройки рядом с угольными ямами.
Труд рабов и пленных, особенно в руднях Белорецкого и Чусовского районов.
Инструменты: железные кирки, клинья и деревянные рычаги. К XIII веку уже имелись закалённые железные орудия с углеродной зоной — булатоподобные.
3. Технология плавки
Ордынская металлургия унаследовала высокотемпературные дутьевые горны (по сути — предшественники домен):
Использовались фурменные шахтные горны высотой 1,5–2 м, с боковыми дутьевыми отверстиями.
Воздух подавали мехами, иногда водяными приводами (вдоль Инзера и Уфы есть следы плотин XIII–XIV вв.).
Температуры достигали 1300–1400 °C, что уже позволяло получать чугунную корку и спёкшиеся куски — “чушки”.
Отсюда и термин чушка (тюрк. çuš — «лить»).
4. Продукция и каналы поставок
Чугун и булат шли в Русь как готовые изделия (плиты, котлы, наконечники, мечи, детали доспехов).
Основные торговые центры: Булгар, Сарай-Бату, Казань.
Русские летописи XIII–XIV вв. фиксируют «чугунные сосуды булгарские» и «ордынскую утварь».
К XV веку ордынская технология чугунного литья была перенесена в Тулу, Углич, Вологду, что и стало базой русской доменной металлургии XVI века.
5. Археологические подтверждения
Инзерские рудники (Башкортостан) — найдены шлаки с содержанием Fe > 60 %, капли чугуна, керамика XIII в.
Чусовские плавильни — шлаки с высоким CaO и Mn, характерные для дутьевых горнов.
Камско-Устьинские находки (Татарстан) — бронзовые и чугунные тигли, форма для литья клинков.
Вывод:
Ордынцы на Урале не просто добывали железную руду — они создали раннедоменные печи, позволившие получать чугун задолго до европейских домен. Методы включали поверхностную добычу бурых железняков, дутьевые горны с мехами, восстановление углем и литьё в формы. Эти технологии стали основой уральской металлургии XV–XVI вв.

Date: 2025-10-24 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] Женя Разуваев (from livejournal.com)
Андрей Георгиевич, как же vaduhana не хватает.
Ни каким дутьём не получить требуемых температур для выплавки чугуна с использованием древесного угля (столько уже по этому вопросу копий сломано, факт остаётся фактом). Металурги об этом знают, у них своя история металургиии — там ни чего общего с историей от историков (Первая в восточной Европе доменная печь в с. Истья Тульской области, якобы 1715 год — по указу Петра для выплавки стали. По факту исследований — середина 19го века, и не про сталь, а про чугун). А в тех средневековых домнах, которые до нас дошли, можно только крицу сплавлять для последующей выковки.
Китайцы при Мао повсеместно стали эти простые домны строить — чуть ли не в каждом дворе. Госпрограмма, приказ кпк. — Думали поможет литейной промышленности (ну делали же так до Бессемера с Мартеном, не могут же историки ошибаться), как первый этап подготовки руды перед литейным цехом. В итоге оказалось, что проще и дешевле руду — в мартен, а эти кричные чушки не подходят как сырьё, плохо плавятся.
Металургическая наука разводит руками даже по поводу старой бронзы. Технологии утрачены. Пробовали восстановить — не получается пока.
Поэтому можно, конечно, обсуждать логистику железа в прошлом, но без обсуждения технологий его переработки.
Edited Date: 2025-10-24 03:33 pm (UTC)

Date: 2025-10-24 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Да, проблемы с пониманием остаются.

Date: 2025-10-24 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Вот что мне рассказал ИИ:
Миф о «недостаточной температуре»
Часто пишут, что древесный уголь даёт максимум 1200–1300 °C, а для чугуна нужно ≥ 1500 °C.
Но это упрощение. Всё зависит от:
конструкции горна (высота, фурмы, количество воздуха);
давления дутья;
состава руды (содержание SiO₂, MnO, Fe₂O₃);
добавок (флюсов).
Древесный уголь при хорошей тяге способен дать до 1600 °C, особенно при подаче воздуха мехами или под давлением воды (водяные меха известны с I в. до н. э. в Китае и с XII в. в Европе).
***
Регион - Дата - Доказательство - Комментарий
Китай, пров. Хэнань, Сычуань - VII–V вв. до н. э. - слитки белого чугуна, литые формы - древесный уголь + дутьевые печи с мехами
Средняя Азия (Фергана, Бухара) - IX–X вв. - чугунные шлаки, тигли - дутьевые горны с фурмами, древесный уголь
Урал (Булгаро-Ордынские плавильни) - XIII–XIV вв. - чугунные чушки, шлаки с Fe < 20 % - древесный уголь, ручные меха
Швеция (Лапландия) - XIII–XIV вв. - остатки «Lapphyttor» — ранних домен - древесный уголь, природная тяга и меха
Франция и Германия (доменные печи XV в.) - до введения каменного угля (~1700 г.) - металлографический анализ чугуна - повсеместно древесный уголь, не каменный
***
Почему древесный уголь подходил
Имеет высокую чистоту (почти без серы и фосфора) — важно для качественного металла.
При плотной засыпке и активной подаче воздуха создаёт локальные зоны >1500 °C у фурмы — именно там и образуется чугун.
Его пористость улучшает тягу и равномерность нагрева.
***
Когда начали использовать каменный уголь
Первые попытки — Англия, XVI в. (Cumberland).
Только с XVII–XVIII вв. (Абраам Дарби, 1709 г.) — массовый переход на кокс.
До этого ВСЯ доменная металлургия Европы и Азии работала на древесном угле.
***
Сравнение с другими видами топлива
Топливо - Температура горения (°C, в горне с дутьём) - Комментарий
Древесина - 1000–1100 - нестабильное пламя, много летучих веществ
Торф - 1100–1250 - ровное пламя, даёт зольные примеси (Si, Al)
Древесный уголь - 1300–1600 - очень чистое, высокая температура
Каменный уголь - 1400–1700 - требует коксования, иначе слишком много серы
***
Применение торфа в металлургии
Славянские и прибалтийские рудники IX–XIV вв. часто использовали болотный торф вместе с болотной рудой — оба продукта одной экосистемы.
Горны были низкими, но за счёт дутья мехами можно было достичь 1200 °C — достаточно для восстановления железа (не для чугуна).
Получали крицу — ковкое железо с примесями углерода, но не литой металл.
Археологические находки таких горнов есть в Псковской, Новгородской и Витебской областях (XI–XIII вв.).
***
Итог:
Торф не даёт температуру, достаточную для чугуна (максимум около 1250 °C), но вполне годится для прямого восстановления железа, то есть получения крицы.
Он был идеален для северных и болотных регионов, где болотная руда залегала прямо под торфом — добывали и топливо, и руду в одном месте.
***
Люди знали каменный уголь с античности
Китай: упоминание в трактате Хуайнань-цзы (II в. до н. э.):
«Камень, который горит, — уголь из земли».
Рим: Плиний Старший (I в. н. э.) пишет о carbo fossilis — «каменном угле Британии».
Британия: в графстве Нортумберленд уголь собирали у выхода пластов ещё к VIII в.
Франция и Германия: топили углём керамические печи, кузницы, но не домны.
Значит, уголь знали, но осознанно избегали в металлургии.
***
Почему древние металлурги не пользовались каменным углём
Причина - Суть - Последствие
Высокое содержание серы и фосфора - до 5 %, а древесный уголь — <0,05 % - сталь становилась хрупкой, железо ломалось при ковке
Дым, запах, копоть - продукты неполного сгорания (смолы, фенолы) - загрязнение металла, плохой контроль температуры
Отсутствие технологии коксования - чтобы убрать серу, нужно «обжечь» уголь без доступа воздуха - кокс придумали лишь в XVII в.
Тепловой профиль - уголь горит неравномерно и даёт локальные перегревы - ломает структуру шихты в горне
Культурное и сакральное - в античности уголь считали «нечистым» (вонючим, подземным, связанным с серой) - избегали контакта при сакральных плавках
***

Date: 2025-10-24 05:53 pm (UTC)
From: [identity profile] paomako.livejournal.com
Высказывалась версия, что кислорода в "старом" воздухе было больше, но много его ушло на реакцию окисления космических осадков

Date: 2025-10-24 05:58 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Хорошая версия. Многое объясняет.

Date: 2025-10-24 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] mednik58.livejournal.com
Да, Калмыков даже показывает реакции образование песка и глины в атмосфере. Получается, стабильное производство было до метеоритной атаки. А потом к общей разрухе еще и металл стал дефицитом. И соль потребовалась в огромном количестве. Интересно было бы датировать соляные бунты.

Date: 2025-11-13 02:24 am (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Максименко (from livejournal.com)
Да, сижу перечитывают Андрея, что пропустил. И тоже вспомнил про Михаила (хотя почти от всех отписался, непрекрыто пропагандируют войну ибо).

Но вспомнил по теме луны и бомбардировок метеоритами. Если правильно помню, у Калмыкова фактически протиположное мнение. Пересмотрю ка и под подходящим постом Андрея оставлю коммент побогаче)

Date: 2025-10-25 05:01 am (UTC)
From: [identity profile] Женя Разуваев (from livejournal.com)
Андрей Геориевич, не буду тут спорить с результатом вашего взаимодействия в обсуждаемом вопросе с ИИ. При этом очевидно ИИ выдал желаемое за действительное про древесный уголь. Нужно было попросить ИИ уточнить (хоть какие-то ссылки привести рабочие).
А то получается, что северные славяне действительно крицу получали для ковки и топили торфом. "А при хорошей тяге древесный уголь... 1600".
- вот это и есть т.н. "глюки ИИ".
Ни при какой тяге древесный уголь не расплавит железо!
Далее про флюсы и присадки.
Иногда оппоненты ссылаются на выдержки из статей на тему. Это в лучшем случае.
Но и этого достаточно, по таким выдержкам (они ж их с тырнета дёрнули), сами статьи легко находятся. — Всё то же, что и с ИИ почти: контекст опущен. А контекст во всех этих трудах примерно такой: "не возможно плавить было, ни при каких обстоятельствах, нам теперь известных, но мы нашли "следы" каких-то флюсов типа SiO₂, MnO (точно установить не можем), которые возможно, должно быть, вероятно ... (многоточее на месте тех самых выдержек из статей, и данных, за которые цепляется ИИ), а иначе, как объяснить?".
Другого официальная наука не придумала! Не ищите.
Изделия из плавленного железа — это не доказательство. Они как колоссы Мемнона -"3,5 тыс. лет назад... которые сделаны из блоков..., транспортированы на 670 км по земле, а не по водам Нила (они были слишком тяжелы для переправки вверх по реке)" (точная цитата из Википедии) — они просто есть, и не нужны были объяснения от официалов на тему: кто, когда, каким образом и откуда — иначе смешно же выходит.
Не уподобляйтесь.

Date: 2025-10-25 08:27 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Хороший комментарий. Удивили - не знал о 670 км )

Date: 2025-10-24 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] rus30lan.livejournal.com
Абсолютно согласен с коллегой! Производство чугуна и стали требует как минимум использование каменного угля и принудительной подачи воздуха. По бронзе тоже, цветмет это тонкая химия, которая невозможна на коленке. Отсюда и вопль тех кто в теме: бронзовый век не может быть раньше железного! И тут обеими руками за.
Допущу лишь одну оговорку, это взгляд сегодняшний. Между тем чуть более ста лет назад, в 1903 году было спущено на воду судно-спасатель "Волхов", с 1922 года "Коммуна", оно по сей день выполняет свою роль. Корпус судна клепанный, листы "подвержены оксидирование", это вывод современного исследования. Но... чем, как, каким составом и при каких условиях, технология неизвестна современным академикам от металлургии. Другой пример. В уральских деревнях на крышах сохранились кровельные листы которым тоже больше ста лет, сейчас не скажу как это железо называют местные жители, по имени хозяина заводов, которые его изготавливали. Оно шло на экспорт, его брали в Европе в 19 веке, чтобы крыть дворцы. Те кто знает что это такое, охотятся за ним как за сокровищем, лишь бы продали. Это кровельное железо так же было подвержено дополнительной обработке. Сегодня никто не знает как это повторить.
И ещё один нюанс. Пару лет назад я задавал вопрос Андрею: почему, как люди согласились на чудовищные трудозатраты и построили Санкт Петербург, Вену, Рим и т.д. ведь этот немыслимый расход энергии ничем не объясним. Этот же немыслимый перерасход энергии на наш взгляд мы видим глядя на ажурные ограждения на балконах и лестницах старых домов и набережных. Не гниющих кораблях и крышах. По сей день я ответа не нахожу.
И ещё одно, может даже не по теме. Первые трудовые мигранты появились в России в самом конце 90-х. Я тогда удивлялся их беспримерной работоспособности, они употребляли минимум постной пищи и выполняли самую тяжёлую работу по 14 часов в сутки в любую погоду. Удивление обратилось в разочарование, когда я впервые увидел что они закидывают в рот с ладошки зелёную массу. Насвай, они постоянно употребляли допинг- стимулятор, наркотик из каннабиса, тот что у Марка Твена назван жевательным табаком. Ларчик оказался очень прост.

Date: 2025-10-26 05:14 am (UTC)
From: [identity profile] marvellous-lynx.livejournal.com
Еще где-то попадался комментарий, который сейчас, к сожалению, не могу найти, что под каждый кусок металла, чтобы из него что-то выковать, нужно подбирать свою температуру печи, иначе просто будет изделие рассыпаться. А это невозможно в обычных условиях, без оборудования. В том комментарии пришли к выводу, что чтобы на местах в кузнице можно было что-то ковать, металл должен был быть предсказуемым по своим качествам, то есть один производитель, который делает по единому стандарту. Только тогда можно будет в местных кузницах из него что-то ковать.

Date: 2025-10-24 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] userlimbo.livejournal.com

А как и чем они температуру измеряли?

Date: 2025-10-24 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Пишут, что по цвету металла при плавке и по цвету побежалости при обработке.

Date: 2025-10-25 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] karta-vadim.livejournal.com
На канале "Забытые руины", автор Гаубец взял образец металла, залитого в виде связи в античной каменной кладке. По приезду в Москву отдал эти образцы в две независимые лаборатории, не посвящая сотрудников о происхождении образцов. Так вот, по памяти, там в составе очень много примесей, в количестве исключающем случайное попадание, в том числе и алюминий. Точный состав выложен на его канале. У меня сейчас нет доступа к Ютубу.

Date: 2025-10-25 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
До развития широкомасштабного промышленного электролитического способа получения алюминия из глинозёма этот металл был дороже золота. Так, в 1889 году британцы, желая почтить богатым подарком русского химика Д. И. Менделеева, подарили ему аналитические весы, у которых чашки были изготовлены из золота и алюминия[4][5].
Очень странно...

Date: 2025-10-25 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] karta-vadim.livejournal.com
Нашел. Лингам в Камбодже. Состав древнего металла: железо- 76%, Кремний -12%, Аллюминий-7%, Титан 0,3%, Ванадий- 0.03%, Никель- 0,02%, Сера-0,008% https://vk.com/video-220448891_456239068

Date: 2025-10-25 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
7 % алюминия это прям серьезно!

Date: 2025-10-25 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] karta-vadim.livejournal.com
Ближайшие по свойствам современные аналоги (условно)
Хотя точного аналога нет, можно рассмотреть несколько классов материалов, которые могут иметь схожие отдельные свойства:

1. Ферросилимины (Fe-Si-Al сплавы)
Это самый близкий по составу класс сплавов. Они известны своими магнитными свойствами и высокой стойкостью к окислению при высоких температурах.

Пример: Некоторые марки "альсиферов" (например, сплав Альсифер 9,5-5,5-85, что означает 9.5% Al, 5.5% Si, 85% Fe). Ваш состав (12% Si, 7% Al) попадает в эту категорию, хотя и находится на верхней границе по кремнию.

Применение: Изготовление сердечников для магнитных головок, деталей электронагревательных приборов, где важна жаропрочность и стойкость.

2. Высококремнистые чугуны

Пример: Силлумин — это, строго говоря, алюминиевый сплав с кремнием (до 14%), а не железный. Но ваш сплав, по сути, является его "зеркальным отражением" — железный сплав с большим количеством кремния и алюминия.

Применение: Используются для литья сложных деталей, но на алюминиевой основе.

3. Специальные инструментальные и быстрорежущие стали (как очень отдаленный аналог по микродобавкам)
Наличие таких элементов, как ванадий (V), титан (Ti) и цирконий (Zr), даже в небольших количествах, характерно для высококачественных сталей, где эти элементы формируют износостойкие карбиды.

Пример: Стали марок Х12МФ (где есть ванадий) или некоторые быстрорежущие стали типа Р6М5.

Важно: Это аналоги только по принципу легирования микродобавками, но не по основному составу.

🧪 Вывод
Наиболее вероятно, что данный образец представляет собой специализированный сплав системы Железо-Кремний-Алюминий (Fe-Si-Al), возможно, разработанный для конкретных условий применения, где требовались особые магнитные свойства, жаропрочность или стойкость к окислению.

Date: 2025-10-25 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] karta-vadim.livejournal.com
Новая гипотеза ИИ: Следы древней металлургии
Учитывая происхождение, наиболее вероятное объяснение состава — это не специально созданный сплав, а следы древней восстановительной плавки в сыродутном горне.

Вот как это могло произойти:

Железная руда: Исходным материалом была бурый железняк (лимонит) или другая железная руда, добытая в районе Ангкора.

Флюсы и примеси: Для плавки руды древние металлурги использовали в качестве флюса обычный речной песок или местные глины, богатые кремнеземом (SiO₂) и глиноземом (Al₂O₃). Это стандартная практика для отделения железа от пустой породы.

Процесс плавки: В условиях низкотемпературной сыродутной печи (~800-1100°C) железо восстанавливалось из руды, но не происходило эффективного разделения железа и шлака. В результате частички восстановленного железа (крицы) оказывались интенсивно загрязнены силикатным шлаком, основными компонентами которого как раз и являются кремний и алюминий.

Ковка: Эту железно-шлаковую массу (крицу) затем проковывали, чтобы уплотнить и удалить часть шлака. Однако значительная часть неметаллических включений оставалась внутри металла, образуя т.н. "волокнистую структуру".

Таким образом, анализ показывает не состав легированного сплава, а состав металла, содержащего огромное количество неметаллических включений (шлака) от древнего технологического процесса.

🔬 Сравнение с известными археологическими находками
Такой высокошлаковый состав (до 20% и более неметаллических примесей) является типичным для кричного железа и сырцовой стали, производившихся во многих регионах мира до промышленной революции.

Аналоги в Европе: Подобные по структуре и составу образцы находили среди сварных мечей эпохи викингов ("дамаск") или более ранних кельтских изделий.

Аналоги в Азии: Технология сыродутного процесса была широко распространена. Высокошлаковое железо характерно для многих археологических находок в Юго-Восточной Азии.

💎 Вывод для данного образца
Вероятнее всего, перед нами не "сплав" в современном понимании, а кузнечный продукт — кричное железо или сырцовая сталь, произведенные в Ангкорский период (примерно IX-XV вв. н.э.).

Его химический состав отражает:

~76% Fe — это восстановленное из руды металлическое железо.

~19% (Si+Al+др.) — это остатки неметаллического шлака, который не был отделен в процессе древней плавки и ковки.

Date: 2025-10-26 04:30 am (UTC)
From: [identity profile] marvellous-lynx.livejournal.com
Я не верю, что это случайность. Два примера и оба такие — нержавеющий лингам и дамасская сталь, прославленная в веках. Люди, которые это делали, знали, чем они занимаются, и знали, как получить желаемое.

Date: 2025-10-26 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] mylnikovdm.livejournal.com

Всё, что вы пытаетесь тут придумать, к реальности не имеет никакого отношения. Предыдущая цивилизация, которая существовала здесь, на Урале, была по уровню развития по многим вопросам выше, чем наша сегодняшняя.


У нас есть обломки инструментов, которые наши ребята нашли на старом каменном карьере. Это нержавеющая сталь, легированная алюминием. Мы сейчас такую не делаем. И не потому, что не можем, а потому, что это будет слишком дорого, а получаемый при этом металл не сильно лучше, чем наша нержавейка с никелем или хромом, которую мы производим сейчас. То есть, овчинка не стоит выделки. Вот только никеля и хрома мало, в то время как алюминия в разы больше, чем никеля и хрома вместе взятых.


Старые демидовские заводы, в том числе Нижнетагильский, достаточно долго производили сталь используя остатки металлического лома, которого вокруг было не просто много, а очень много. Но к концу 19 века этот лом закончился, а вместе с ним исчезла и замечательная демидовская нержавеющая сталь, которой до сих пор покрыты крыши многих домов в том же Лондоне. Британцы, кстати, делали анализ того демидовского металла. И там тоже обнаружили алюминий. То есть, состав очень похож на тот, что в нашем образце.



Если Вы хотите получить какую-то более менее реальную картину прошлого, то выкиньте все официальные документы. Опираться можно только на те факты, которые непосредственно добыты в поле. Причём именно Вами или теми, кому Вы доверяете. А документы не только подделывались в прошлом, но и активно подделываются прямо сейчас.

Date: 2025-10-26 12:27 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Не согласен. Вы делаете крайне важную работу, и я тоже, и нам просто следует идти теми путями, которыми мы идем. Это самое эффективное. Если я отклонюсь, будут потери понимания. То же касается и Вашей работы.

Date: 2025-10-26 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] rus30lan.livejournal.com
Копаю в инете информацию про гору Магнитку. Вот что пишут в Вики : Расположена Магнитная в полосе осадочных (известняки, песчаники) и эффузивных толщ нижнекаменноугольного возраста, прорванных гранитами, диабазами и другими изверженными породами. На контакте осадочных и изверженных пород образовалось крупное месторождение магнитного железняка. «…До последнего большого мятежа, Башкирцы весьма простым способом добывали из этой горы железо, и в особенности отличную сталь; но при начале мятежа, в 1735 году, разработка им воспрещена…»

— Атачи // Энциклопедический Лексиконъ. Т.3. Ара—Афо. С.-Пб., 1835. С.383.
Далее пишут, что в 1740 о наличии железной руды сообщает одному русскому офицеру местный тархан. В 1747 рудознатцы заводчика Твердышева берут там пробы , в 1752 получает разрешение в канцелярии Оренбургской губернии на разработку, а в 1759 на только что построенный им завод на р.Белой поступает первая руда. Причем указывают что руду собирают летом с поверхности, а везут на завод зимой санями. Завод сейчас называется Белорецкий меткомбинат.

Date: 2025-10-26 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Вот оно - настоящее прошлое.

Date: 2025-10-26 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] mednik58.livejournal.com
Не забываем, что метеоров под ногами больше, чем навоза в колхозном поле. Хошь железный бери, хошь зелезно-никелевый.

Date: 2025-11-21 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] staff no (from livejournal.com)

мне скучно бес \\ кто МЕНе забыл — http://history-fiction.ru/books/all_1/user_10_1/book_5257/ (http://history-fiction.ru/books/all_1/user_10_1/book_5257/) ++ рюсхистори = (все на домене реального кекса Ридера (наш благодетеля) = токо что ему звонил == http://history-maps.ru/pictures/all_0/u_6_6/small_872/ (http://history-maps.ru/pictures/all_0/u_6_6/small_872/) http://history-maps.ru/pictures/all_0/u_6_6/small_871/ (http://history-maps.ru/pictures/all_0/u_6_6/small_871/) == наши домены надо Почаще смотреть

Profile

chispa1707: (Default)
chispa1707

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 910
11 1213 14 15 1617
18 192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 19th, 2026 05:43 am
Powered by Dreamwidth Studios