chispa1707: (Default)
[personal profile] chispa1707
Скифы упоминаются в истории с 732 года до н.э. (разрушение ассирийцами города Скифополь) по 1347 год (упоминание императором Византии страны гиперборейских скифов), - итого 2079 лет, срок для малого античного народа беспрецедентный. Англы, к примеру, продержались в истории 210 лет - с 440-го по 630-й. При этом со скифами считались: персы проиграли скифам войну, а по городу Афины для поддержания порядка ходили скифские патрули. Римляне скифов опасались, византийцы пару раз крупно от скифов пострадали. Ситуации, в которой скифы кому-то что-то должны, я лично в истории не вижу.
***
Эпицинтр Скифии - Азовский лиман реки Дон - совпадает с дислокацией русов. Малой Скифией, судя по топонимам, является Северный Кавказ. Именно здесь сходятся товарные потоки из Днепра, Дона, Кубани и Кумо-манычской перетоки, а также с Волги (через волок) и Терека, то есть, из Персии по Каспию и из Хорезма, Самарканда и афганского Балха по Узбою. Сюда же в силу каботажного плавания шли товары из Восточной Турции (а это половина всех античных регионов). И здесь же была собственная кубанская пшеница и масса собственного скота. У меня так выходит, что по массе протекающих товаров это было самое богатое место во всей Ойкумене.
***
Тем парадоксальнее выглядит малое количество уцелевшей исторической информации.
***
Этимология. Этноним "скифы" упорно производят от скута, скуда, скудата, скид - лучники, стрелки, отрезанные... Однако западная согласная ф на востоке не переходит в т и д. У русских и тюрков ф переходит в п. Казахи говорили шопёр, а не шофёр, а русские - шкап, а не шкаф. Поэтому скиф можно представить как скип, и это меняет дело. Кип, кап, каф, куф, коп - эти корни регулярно указывают на единство и на голову, главу, объединяющую под собой все остальное. Примеры:
Копна - объединенные в одно целое травинки.
Копное право - общинное право на Руси, имевшее силу до 19 века.
Кубок - то, что вмещает и сохраняет единство воды.
Кафа - голова на греческом, отсюда кефаль, кафедра, а возможно, и скафандр. Его производят от греческого "челн", однако челн - объединяющий признак.
Капа - голова, отсюда капитан.
Кипа - стопка объединяющая разное в одно целое.
Копить - пополнять кипы и копны.
Копейка - можно сложить в кипу, можно копить, а можно и что-то купить.
Купить - обменять кипу одного товара на кипу другого.
Скипаться - спекаться в одно целое.
Кепка - то, что на голове.
Кипа - головной убор, ермолка.
Подытожим: этноним скифы содержит объединяющий и возглавляющий признаки. Вряд ли это одно племя, скорее, это союз самых разных племен, державших под собой весь этот сверхмощный транспортный узел, - от украинцев до чеченцев.

Date: 2022-11-28 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] paomako.livejournal.com
копы-купцы
(deleted comment)

Date: 2022-11-28 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Не думаю. 2 тысячи лет на одном месте.
Уверен, что "скифы" не этноним, а общее название жителей всего региона от Закавказья до Украины. Современный аналог - термин "американцы", относимый и к чилийцам, и к канадцам, и к коренным, и к приезжим в этом веке.
(deleted comment)

Date: 2022-11-28 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Это нормально. Персы доходили до Молдовы, на Украине тьма адыгских корней, армяне добрались до Львова, да и хазары вдоль Днепра и Дуная неплохо были представлены. Это был самый популярный транспортный коридор античности.

Date: 2022-11-29 03:39 am (UTC)
From: [identity profile] muha-vchocolate.livejournal.com
В древнем арамеском языке понятие "крест" обозначается двумя словами TSLiYBаA и ZQiYPeA - славянский и скифский
корни объеденены "крестом". Скифский корень начинается с креста и перетекает в финансовую плоскость. Значений в разных языка у этого корня много, но примерно вокруг перечисленных ниже понятий они все и объединились.

Др. арамейский:
ZQiYPeA - крест
ZQiYP - поднимать
ZaKuOT - оправдание
ZaK'aYaA - невинный


Арамейский сир.:
מדכי мэ-даке - очищает, обеляет; признаёт невиновным, оправдывает


Арабский:
‪ثَقَّفَ tẖaqãfa - 1) выравнивать, выпрямлять;
2) воспитывать, развивать; давать образование; поднимать культуру;
زَكِىٌّ - zakiy̱ - чистый, невинный
زكاة - зака - десятина, пожертвование (как религиозная заповедь)

Иврит:
זקוף закуф - прямой; поднятый; вертикальный
ходит, не пригибаясь hолэх закуф
זוקף - зокэф - приподнимает; выпрямляет; заносит на счёт /фин./, ходит с высоко поднятой головой, зокэф рош
זקיפה - зкифа - занесение на счёт /фин./

זוכה - зохэ - получает право, удостаивается (чего ל);
имеет (честь); побеждает /например, в конкурсе/;
выигрывает (приз)

Date: 2022-11-29 05:13 am (UTC)
From: [identity profile] paomako.livejournal.com
ZQiYPeA - крест///

Вот интересно, что скипетр редко когда содержит символ креста, а держава чаще, хотя держат именно скипетр, а держава просто на ладони лежит. Их названия, часом. не перепутали?

Date: 2022-11-29 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] muha-vchocolate.livejournal.com
Мне самой эта скифская версия пока не дает видения цельного образа, но со скипетром, кажется, не перепутали. Не понимаю, как исторически у евреев велись финансовые расчеты, может быть фин. термин ошибочно попал в это корневое гнездо при составлении словаря, но в остальных понятиях этот корень очень даже поднято-вертикален.

זקיף закиф - сталагмит, часовой, постовой
זקיפות зкифут - вертикальное положение
זקף закэф - катет
זקפה зикпа - эрекция
זוקף зокэф - приподнимает; выпрямляет; заносит на счёт
зъКафа (арам.) - частокол...

Вроде бы, скипетр вполне себе соответствует. Но, на мой взгляд, суть понятия скифского креста не
в нынешнем кресте с перекладиной, а в вилочковом - в ветви, в суке - от которого соха произшла:
branch
Pronunciation: (Eastern) SaOK'aA

В общем, нужный корень, но так всего много вокруг него в разных языках накрутилось, что не могу проследить его генезис.



Date: 2022-11-29 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] rus30lan.livejournal.com
Зякат- в исламе у тюркоязычных в РФ это годовой налог. Имамы сегодня трактуют его так. 3% от суммы не задействован ной ни в каком обороте. Причём эта оплата зяката не должна никак обременять плательщика. Т.е. он сам её вычисляет. На современный лад это типо налог с денег на чёрный день.

скифы

Date: 2022-11-29 05:37 am (UTC)
From: [identity profile] fadiezmajor.livejournal.com
Согласен. Автор не рассматривал вариант перехода Ф - Т.
Тогда Скиты, т.е. скит, скитальцы, кочевники...

Скифы

Date: 2022-11-28 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] neogeschichte.livejournal.com
Скиф - это, скорее всего, просто земледелец...
Картинки в коммент не мог вставить, то сделал у себя в журнале: https://neogeschichte.livejournal.com/17082.html

Re: Скифы

Date: 2022-11-28 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
А с какого языка?

Re: Скифы

Date: 2022-11-28 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] neogeschichte.livejournal.com
с английского...

Re: Скифы

Date: 2022-11-28 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Не могу доверять. Само слово "скифы" возникло задолго до появления Англии, а потому не может иметь английских корней.

Re: Скифы

Date: 2022-11-28 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] neogeschichte.livejournal.com
Так они слово не сами придумали, а просто использовали для обозначения косы и жатвы...

Date: 2022-11-28 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] berium.livejournal.com
в 1640 году скифы это украинские казаки. Гуглите картину Шенфельда "скифы у могилы Овидия"

Date: 2022-11-28 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Нет возражений.

Date: 2022-11-28 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] dima bodus (from livejournal.com)

Скифия простиралась на восток намного дальше. Центр находился где-то за Балхашом. https://scfh.ru/papers/purpur-i-zoloto-tysyacheletiy/ (https://scfh.ru/papers/purpur-i-zoloto-tysyacheletiy/)


17-й век, Николаас Витсен пишет в свей книге "Северная и Восточная Тартария": Под названием моголов, или монголов, а также под именем турoк арабские писатели иногда подразумевают и разного рода тартар или скифов, также как и заокские, или маврaнарские, и даже грузинские христиане иногда называются тартарами... Господин Федор Алексеевич Головин, наместник в Сибири, ранее полномочный великий посол по делам определения границ между Россией и Синой, рассказывал мне, что в стране мюгал сохранились знания о Тамерлане, который там свирепствовал, и что эти люди – это те скифы, про которых древние столько писали, и он у них известен под именем Утой xан, или Темир Аксак, что значит «железная нога», потому что он хромал на ногу и ходил с помощью железяки, и, утверждают они, что синцы его остановили своими стремительными победами.


Date: 2022-11-28 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Вот моя статья о монголах.
https://scan1707.blogspot.com/2021/10/blog-post.html
Геометрический центр экспансии чуть севернее Арала. Горы за Балхашом это родина Чингизхана, но и только.

Date: 2022-11-28 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] hypershtopor.livejournal.com
Мы, скапскии...
Скобари, тоже слово странное, темное.
Не есть ли Пск/ов искаженное Ск*п(ф)?

Date: 2022-11-28 09:03 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Скоба тоже объединяет, то есть, корень тот же.
Псков? Не исключаю. Но слово сложное.

Date: 2022-11-29 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] haroons.livejournal.com

Псков от Плесков (Пльсков).

Edited Date: 2022-11-29 05:47 am (UTC)

Date: 2022-11-29 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] hypershtopor.livejournal.com
Ну. От реки, говорят, Плескава.

Это всё — традиционные, научные версии, априори с презумпцией недостоверности.

Есть несколько названий городов на -ов:

Пск/ов
Крак/ов
Гд/ов
Кий/ов
Тамб/ов
и еще, сразу не припомню.

Что/кто есть Гд, Крак, Пск и Тамб?

А кто такой Серпух?

Намекаю, что не всегда окончание — ов/-ово/-ава может означать принадлежность, типа, город Чех/ов.
Возможно, это остаток корня и пр.
Есть версия, что "ов" — это холм, округлая форма, как ov/um — яйцо.
Тогда ПСК/оВ = песок+холм. Есть там холм? Есть.
И тд. (подробнее — если будет интересно)

Date: 2022-11-29 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] paomako.livejournal.com
Тамб/ов
и еще, сразу не припомню.///

Моск/ов (Moscow)

Date: 2022-11-28 09:17 pm (UTC)
From: [identity profile] dima bodus (from livejournal.com)

Геродотово слово Σκυθης для названия скифов до 5 века н.э. читалось как "скуз". Наиболее близко к этому семитское название скифов — ашгуз, от ассирийского — "гуз из-за гор (Кавказских)", или просто гуз — кочевать на тюркских языках (на турецеом — gizmäk "кочевать" от giz "казак"). Джуз — на казахском сами знаете, что значит. Чин-гиз — великий кочевник, кир-гиз — пустынный кочевник.

Date: 2022-11-28 09:48 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Не согласен. Гуз - род, племя.
Киргиз - Кырк-жуз - сорок родов.
Чингизхан - Денгиз-хан, повелитель морей, где денгиз - союз вод, море.

Date: 2022-11-29 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] dima bodus (from livejournal.com)

Род, племя у самих киргизов — уруу
кырк — красный в дотюркский (скифский) период, кызыл — красный пришел из тюркских языков
кыр - гористая степь между Иртышом и Балхашом у самих киргизов


Date: 2022-11-29 01:40 am (UTC)
From: [identity profile] marvellous-lynx.livejournal.com
А вы версию скиф = скип (корабль schip, schipper шкипер и т.д. и т.п.) уже отбросили? Раньше упоминалось о ней.

Date: 2022-11-29 04:51 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Отличная гипотеза.

Date: 2022-11-29 05:13 am (UTC)
From: [identity profile] lion-rat.livejournal.com
В английском:

skip, to skip - пропуск, пропускать (как в смысле "разрешать проход" так и в смысле "пробел в чём-то", например, в исторических сведениях)

skipper - шкипер, слово употреблялось и в России, капитан парусного судна, любого торгового судна или несамоходного речного судна

to keep - хранить

keeper - хранитель

Date: 2022-11-29 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] marvellous-lynx.livejournal.com
Шкипер — от нидерландского Schipper . Schip (читается схип) — корабль.
По-английски корабль ship почти то же самое, но начальный звук превратился в "ш".

В русском заимствований из голландского языка сотни слов, а по корабельной тематике — примерно все.
Edited Date: 2022-11-29 10:35 am (UTC)

Date: 2022-11-29 11:58 am (UTC)
From: [identity profile] lion-rat.livejournal.com
А ship, skip, keep в европах могло появиться под впечатлением от скифов же.

Голландцы вообще весьма подозрительные типЫ, влияние которых на мироздание через морские перевозки недооценено (а они сами не светятся). Например, это они создали Нью-Йорк, притом как положено - на островах в устье реки, рядом с двумя геологическим разломами и севернее остальной территории страны. И может оказаться так, что это не они нагибали Молуккские острова с окрестностями, создав богатейшую фирму в истории, а наоборот, ими командовали с Молуккских островов )))
Edited Date: 2022-11-29 12:00 pm (UTC)

Date: 2022-11-29 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] marvellous-lynx.livejournal.com
Молуккане, тем не менее, обиженный народ с травмой колониального наследия, а голландцам надо каяться, каяться и каяться в угнетении и рабовладении, которым занимался непонятно кто в далёком прошлом, но каяться надо, разумеется, всем и чтобы никаких тут вам белых привилегий.
Стало уже классикой.

Date: 2022-11-30 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] dima bodus (from livejournal.com)

вполне возможно


Скифы сидели на пропуске поставок в Римскую Империю товаров из Средней Азии и Китая. Анализ химсостава скифского золота показал, что оно добыто в Нагорном Бадахшане, где скифов не было. такой же химсостав — у большей части античных золотых изделий. Т.е. скифское золото — просто оплата за провоз по территории более крупной партии. Думаю, что шелк и благовония скифам не нужны были, у них конопля была для этих целей. Пропускали и еще проводников давали.


Шкиперы пошли от венецианцев. В оригинале — проводник в незнакомой местности, не только на море.

Date: 2022-11-29 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] sergiusjs.livejournal.com
Большой англо-русский и русско-английский словарь > scytheman

(редкое) косарь;
косец смерть (с косой)

Date: 2022-11-29 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] okhotshiy.livejournal.com
Для меня, такое широко размытое, при этом бесспорно единое, семантическое поле говорит только об одном. Скифами называли любой автономный коллектив. Бригаду, артель, отряд, экипаж. Лесорубов, старателей, охотников. Как геологические партии, в которые мой отец постоянно одно время каждое лето ходил.

αὐτόχθων

Date: 2022-11-29 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] tembot-k.livejournal.com
Есть более прямые параллели: на зап.адыгском языке "человек" - "цӀыф".

Re: αὐτόχθων

Date: 2022-11-29 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Да, хороший вариант, прямой.
(deleted comment)

Date: 2022-11-29 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Племя каспиев иногда упоминается.
А почему у Вас такая аналогия?

Date: 2022-11-29 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] Сергей Воскресенский (from livejournal.com)

ext_3337552


5 февраля 2017, 16:52:36 UTC


@У меня есть есть подозрение что лучник и татарин это синонимы - воин с луком = татарин.


книга XVII века Андрея Лызлова(1692 год), цитаты:


Скиф это. Он же тартарин (татарин), он же монгаил (монгол), и он же хун (гунн).


"Но от пятисот лет и больши, егда скифове народ, изшедши от страны реченныя их языком Монгаль, ея же и жители назывались монгаилы или монгаили, поседоша неко-торые государства, измениша и имя свое, назвашася тартаре, от реки Тартар. О сих та-тарех монгаилех, иже живяху в меньшей части Скифии, которая от них Тартариа назвалась, множество знаменитых дел историкове писали, яко силою и разумом своим, паче же воинскими делы на весь мир прославияхуся. Никогда побеждени бывали, но всюду они побеждаху. Дария царя перскаго из Скифии изгнаша; и славнаго перского са-модержца Кира убиша; Александра Великаго гетмана именем Зопириона с воинствы победиша; Бактрианское и Парфиское (т.е. Парфянское) царство основаша. Никогда же чуждему народу попущаху к себе входити, а своими довольно всю Асию населиша".










Date: 2022-11-30 04:40 am (UTC)
From: [identity profile] yuraztv.livejournal.com

Есть и такой вариант: Скиф - С Кифа. А что такое Кифа? Может это те кто строил по всему миру здания из камня? Масоны и скифы видимо близки.

Edited Date: 2022-11-30 04:41 am (UTC)

Date: 2022-11-30 05:34 am (UTC)
From: [identity profile] paomako.livejournal.com
Как сТавриды

Date: 2022-12-02 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] xah rodina (from livejournal.com)
Скиф по английски небольшая лодка, по голландски скипер — шкипер

Date: 2022-12-02 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] paomako.livejournal.com
Козырну-ка и я знанием языков))

Кифа - камень, скала

Profile

chispa1707: (Default)
chispa1707

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 910
11 1213 14 15 1617
18 192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 19th, 2026 05:42 am
Powered by Dreamwidth Studios