chispa1707: (Default)
[personal profile] chispa1707
Это к вопросу о подвигах Македонского и прочих героев прошлого, шныряющих через горные хребты со скоростью мультяшного кота из Тома и Джерри.
26 июня 1829 г. Г.А. Эммануель с учеными Академии наук в сопровождении отряда из 650 солдат и 350 казаков вышел из Горячих вод к Эльбрусу.
8 июля 1829 года экспедиция достигла последнего, самого трудного перехода. Оставив обоз и артиллерию, участники экспедиции взбирались по узкой тропинке, отряд растянулся на 1,5 км.
***
МОЙ КОММЕНТАРИЙ:
Тропа была, это очень важно. Люди шли НЕ по бездорожью. Местные дали проводников.
Отряд всего-то в тысячу человек уже через 12 дней похода растянулся на 1,5 километра и был вынужден бросить даже обоз.
На сам Эльбрус взошел только местный горец; жителям равнин это оказалось физически не под силу - ни одному из тысячи закаленных русских воинов, - даже невзирая на обещанную премию в 400 рублей (по тем ценам деревню можно было купить).
Вот это и есть реальный горный переход.
***
Поход был мирным, местные уже вошли в союз с Россией и, судя по предоставленным проводникам, помогали, чем могли.
На этом фоне байки Генштаба о взятии и сожжении за один поход по 200-300 горных аулов (цифры реально эти) - именно байки.
Особенно если помнить, что исторические данные о взятии аулов жестко коррелируют с природными катастрофами на Кавказе.
***
Повторю мой основной вывод: Кавказ вошел в состав России не в результате военного захвата, а в силу собственных внутренних политических причин. Моя запись по этой теме на ютубе здесь: https://www.youtube.com/watch?v=XnPyAjmp-i0

Date: 2022-11-01 11:34 pm (UTC)
From: [identity profile] sti1icho.livejournal.com

Самое время вспомнить историю про переход через Альпы Ганибала со слонами. Не знаю насчёт сравнимости Альп и Кавказских гор, и тем не менее.

Date: 2022-11-02 05:09 am (UTC)
From: [identity profile] marvellous-lynx.livejournal.com
Уж точно Альпы ничуть не легче.

Слоны

Date: 2022-11-02 08:16 am (UTC)
From: [identity profile] alex kam (from livejournal.com)
Была попытка в честь юбилея этого похода сделать его реконструкцию со слонами , но слоны попав в такие условия буквально взбесились чуть не затоптав массу народу.
From: [identity profile] bigelectriccat.livejournal.com
«Просто обычно население РФ не понимает что такое горы, зачастую даже то население, которое живёт относительно рядом с этими самыми горами:»
Image (https://ic.pics.livejournal.com/bigelectriccat/258443/37967/37967_original.jpg)
Image (https://ic.pics.livejournal.com/bigelectriccat/258443/38320/38320_original.jpg)

© bigelectriccat.livejournal.com/112766.html

Date: 2022-11-02 12:22 am (UTC)
From: [identity profile] joedoe-new.livejournal.com
Попалось буквально на днях. https://risk.ru/blog/209541

Date: 2022-11-02 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Да, жестко...
///А что же «лидеры»? Те добрались до спасительной границы леса, тоже развели костер и молча достали банки с тушенкой – спасать отставших приятелей и замерзающих девчонок они не спешили.///
Вообще атас.

Date: 2022-11-03 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] haritonenkoga.livejournal.com
Помочь в горах, да еще такой большой группе которая потеряла управляемость? Увы, если люди неуправляемы помочь им нельзя, оставаться смертельно опасно. Лидеры сделали все что от них зависело, а потом спасали свою жизнь. Это же горы, они жрут людей. Просто экспедиция была организована ненадлежащим образом.
Есть такая небольшая гора Фишт, там вершина всего в 1,5-2 км от приюта. А кладбище альпинистов на этой горе весьма существенное. Люди не понимают насколько горы могут быть опасными и как легко человеку в горах погибнуть.

Date: 2022-11-03 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
///экспедиция была организована ненадлежащим образом.///
Да, это суть.

Date: 2022-11-03 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] haritonenkoga.livejournal.com
Я просто участвовал в нескольких горных пешеходных походах. Мне кажется что все эти рассказы про переходы армий через горы, это либо вранье, либо ошибки переводчиков.
Горные тропы в общем не предназначены для прохождения армии, разве что караванные и то не все, ИМХО. Я уж не говорю про банальные места ночевок и вот это вот все. Какие-нибудь небольшие группы людей около сотни человек, ну наверное, но проход через горы уже 1000 человек единомоментно кажется мне очень сложным мероприятием.
Если испортится погода в высокогорье когда там находится армия, то им вообще всем каюк, без вариантов, их ничто не спасет. На высокогорье буквально негде расположиться такому количеству людей. Я видел на что способен туман и дождь в горах. В общем если Суворов и форсировал Альпы, то это была какая-то торная дорога, по горным тропам он точно не лазил.
З.Ы.
В описываемой вами истории когда 1000 человек растянулись на 1,5 км - явное вранье. Это значит что они шли через 1,5 метра друг от друга? В горах такое очень сложно провернуть, а если кто-то из них упадет? Что будет?
Edited Date: 2022-11-03 09:14 pm (UTC)

Date: 2022-11-05 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] Ник То (from livejournal.com)
А теперь представим обратное — горец на равнине.
Для горца это будет такое же испытание на выживание.

Date: 2022-11-06 11:41 am (UTC)
From: [identity profile] haritonenkoga.livejournal.com
Живут горцы на равнине и в ус не дуют. Езжайте в Пятигорск и смотрите сколько угодно.
З.Ы.
Ехали мы на машине в горы и местный дядька, нам и говорит:" Что вы идиоты в горы претесь? Там кроме смерти ничего нет."
Местные-то уж точно знают о чем говорят.
Edited Date: 2022-11-06 11:44 am (UTC)

Date: 2022-11-02 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] lupiv.livejournal.com
Тропы могли быть пастушьи. А те в свою очередь основывались на тропах животных которые передвигались по ним десятки тысяч лет. В высокогорье тропа не зарастает несколько лет если по ней прошлись хоть единожды.

Еще можно вспомнить как советские солдаты в кирзочах и гимнастерках покорили Эльбрус в феврале, чтобы скинуть оттуда немецкое знамя.

Date: 2022-11-02 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Да, понимаю. Вижу два обстоятельства:
1. Условия 19 века на Кавказе были сложнее, чем в период ВОВ.
2. Переход любой армии через горы был и остается чрезвычайно сложным. Официальный поход Македонского совершенно абсурден, а вот реконструированный нами вполне разумен.

Date: 2022-11-03 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] haritonenkoga.livejournal.com
Без знания местности пастушьи тропы вам ничем не помогут. Вам ведь не на пастбища нужно.
Те кто ходили на Эльбрус зимой точно не были простыми советскими солдатами, то есть солдатами они конечно были, но это были профессиональные альпинисты других Эльбрус не примет.
Edited Date: 2022-11-03 08:14 pm (UTC)

Date: 2022-11-03 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] as-best.livejournal.com
мне в этом плане было интересно слушать в Перу байки как испанские конкистадоры покоряли деревушки и города империи инков на своих лошадях, а глупые инки не могли оказать сопротивления и всячески боялись страшных людей в доспехах и на лошадях

при этом нас катали вокруг куско на жеребцах, типа по настоящим тропам конкистадоров - но там такие тропы, что лошадь ведет под уздцы поводырь всю дорогу, так как тропа каменистая, узкая и неудобная, шаг вправо - обрыв, шаг влево - скалы.

то есть даже в 21м веке там нет нормальных троп и дорог, а лошади могут передвигаться только по полям и ровным тропам в большом количестве. так что про захват перевалов на лошадях и быстрые продвижения - байки.

Date: 2022-11-03 11:44 am (UTC)
From: [identity profile] elotar.livejournal.com
На лошадях вообще нельзя ничего захватить — лошади в походных условиях передохнут все.

Profile

chispa1707: (Default)
chispa1707

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 910
11 1213 14 15 1617
18 192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 19th, 2026 05:42 am
Powered by Dreamwidth Studios