chispa1707: (Default)
[personal profile] chispa1707
Таган - обруч (обычно металлический) на трёх ножках, служащий подставкой для котла или чугуна при приготовлении пищи на открытом огне. Этимология: происходит от тат. tаgаn «станина, таган», ср. тур., крым.-тат. tуgаn «жаровня».
Таганок. Этимология: происходит от башкирского «таған» — «подставка, треножник».
ТАГАН — (греч. tyganon). 1) треножник, круг, на высоких ножках, под который подкладывается огонь и на который ставят посуду, если нужно что варить или разогревать.
***
МОЙ КОММЕНТАРИЙ:
Тюркские корни в словах греко-латинской античности встречаю постоянно. Здесь то же самое. Но есть важная примета: таган - предмет ежедневного быта; это не то слово, что заимствовано уже при цивилизации, например, как слово "кронштейн". Таган - из корневых слов, и даже если оно было греками заимствовано, то на очень ранних этапах развития греческой цивилизации.
(deleted comment)

Date: 2022-05-29 07:38 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Смотрим этимологию слова "ЧУГУН": Происходит от тюркск, ср.: чув. tš́ugun — то же, балкарск. соɣun, тат. čujεn, кумыкск., карач., караимск. čojun, чагат. čüjün. Ср. также: укр. чагу́н, чаву́н, чау́н. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
***
Как таганок, так и чугунок - детище тюркского мира. Никаких манипуляций, здесь все написано прямо.

Date: 2022-05-30 12:52 am (UTC)
From: [identity profile] vladimir kuraev (from livejournal.com)
Это по Фасмеру. Есть и др этимологи, равно как и мнения кто у кого перенял и на каких языках это могло значит. Довольно гибко, зависит от взгядов и тп. Например, от китайского источника: «Этот термин и для таджиков, и для татар является принесенным извне, а именно от китайцев, у которых термин «чу» («чжу») соответствует глаголу «лить», а термин «гун» равнозначен названию «литейное дело» (производство). На рис. 1 показаны два китайских иероглифа: левый «чжу» — означает «лить», правый «гун» — «делать, производство». [4]»
http://www.rusnauka.com/24_NTP_2009/Istoria/49517.doc.htm

Date: 2022-05-30 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] sergiusjs.livejournal.com
Расшифровка иероглифа слабое доказательство, т.к. обозначает предмет по свойствам. Китаистам известен китайский способ давать имя: важно передать как звучание, так и значение слова.

Date: 2022-06-05 02:11 am (UTC)
From: [identity profile] muha-vchocolate.livejournal.com
//Как таганок, так и чугунок - детище тюркского мира.//

Ни насколько не принадлежат к тюркскому миру.
Чодан - персидский чугун, чухун - пуштунский. Это термины, определяющие качество металла:
чу - трещина, щель
чуд,чудэ - трещина, щель, язва, в языке дари - испорченный
чак - трещина, щель, дыра, рубец, рана
шеканандэ,зуд-шекан - хрупкий, ломкий
чагзэ -хрупкий, ломкий.
В пушту словом "чухунийа" называется плохое, негодное. Зачуханное в нашем понимании.

Никакого подобного качества чугуна турецкий язык не отметил: щель, трещина, хрупкий, ломкий, рубец, раскол, язва - yarık, çatlak, kırılgan, kırılgan, yara izi, bölünmüş, ülser. Турецкий чугун - dokme demir - отливное железо.

Так же и к таганку турецкий язык отношения не имеет. Вся Ойкумена уже пользовалась посудой под названием дэг, тиг, тадж - нынешний таз, а у турков даже название современной кастрюли "тенджере" происходит от тандыра - ямы с разведенным на дне костром.
Edited Date: 2022-06-05 02:16 am (UTC)

Date: 2022-06-05 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Мне незнакомы месторождения железной руды у пуштунов, а на Урале они известны.

Date: 2022-06-06 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] muha-vchocolate.livejournal.com
Image
Древнейшие "чудские" копи, протянувшиеся от Финского залива до Алтая, как бы намекают на то, что экспорт чугуна вместе с названием, был русским и ни к тюркам, ни к тюркским языкам отношения не имел.
Как продвигались арийскаие археологические культуры из Европы в Азию, так и пролегли от Фатяновской и смежных с ней культр на Русской равнине, через Синташтинскую, Андроновскую, Афанасьвскую раскинулись до Бактрийско-Маргианского археологического комплекса, авестийских, митаннийских ариев, привнеся в местные культуры свой язык и понятия.

Date: 2022-06-06 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Если бы это отвечало историческим реалиям, смысла приглашать немецких литейщиков на Урал не было б.
Плюс, чугунное литье в Поволжье по данным археологов - ордынское.
Плюс, Таганка и Ордынка в Москве говорят сами за себя.
Арийство - удачно подброшенный нам политический лозунг, а не научное понятие.

Date: 2022-06-06 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] muha-vchocolate.livejournal.com
Я Вам карту археологических исследований древних, 4-2 тысяч лет назад, металлургических очагов скинула, а Вы все про немцев и ордынцев.
Не знаю, что вбросили арийского криминального, но в данном случае речь идет об арийской гаплогруппе, которая названа так по первым буквам данному ей обозначения: Ар-эй R1а по-английски. Обычная группа, как и все остальные. Перемещается по земле, как и другие. Имеет свой язык, традиции, культуру, как и другие группы. Отдает свое, впитывает чужое и несет его дальше.
Вышла за предел Ойкумены - на Русь, и пошла осваивать оттаивающие территории. (Есть у меня предположение, что тпоним Русь изначально обозначало понятие "наружа", то, что вне чего-то.)
Можно даже, в качестве шутки или гипотизы предположить, что выделившаяся из славянских народов группа специалистов преднамеренно преследовала болота: таяние, болота, уголь, железо, таяние, новые болота, озера, луга, новое железо... За тысячу лет, а это очень быстро для традиционных миграций, уже освоилась в Минусинской котловине и на болотах северной Персии, а ее родственники хетты, спустившиеся на юг через Кавказ, за это же время достигли сирийско-аравийских болот. Кто знает, может быть железная руда с ливанским углем способствовали образованию чудских копий и там?
Есть у меня подозрение, что чуданом-чугуном в давние времена назывался не чугун нашего понимания, а "грязное", пачкающее железо в смеси с углем - крица.

О чем говорят названия Ордынка и Таганка? О том же, о чем бывшая Персидская, Грузинска улицы, да и все 12 иностранных слобод старой Москвы.



Date: 2022-06-06 09:28 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Мой взгляд на вещи всем известен: города всегда ставят чужаки, по крайней мере, до тех пор, пока денежный оборот не спустится на внутриплеменной уровень. Поэтому я и не нуждаюсь в натягивании.
Вам милы арийцы и ненавистны неарийцы и те, кто не дотягивает до арийцев по политическим стандартам Кремля. Но это ведь не моя проблема. Мне под Вас прогибаться мотива нет.

Date: 2022-06-06 10:15 pm (UTC)
From: [identity profile] muha-vchocolate.livejournal.com
Иногда банан - это просто банан.

Выздоравливайте!

Date: 2022-06-07 03:08 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
И Вам не хворать )

Date: 2022-12-23 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] moj-golos2.livejournal.com

Тяга -русское слово -притягивающий огонь
Поиски шли не в том напоавлении
Не название инструмента ,а процесс накачки огня
На древнерусском есть слово Гнет,Гнота-огонь

Date: 2022-12-23 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Неплохо, но здесь нужна системность. Я бы сделал для доказательства таблицу позиций на 100-200 со словами сходного строения и со сходным изменением при переносе в другие языки. Тогда это сработает.

Date: 2022-12-23 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] moj-golos2.livejournal.com

У меня в дневнике таких слов тысячи
Может ,многим кажется спорно,но фрактальная этимология дает очень интересные результаты

Date: 2022-05-30 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] Александр Перевознюк (from livejournal.com)
На иврите "летаген" - жарить, "тигун" - обжаривание.

Date: 2022-06-02 03:35 am (UTC)
From: [identity profile] muha-vchocolate.livejournal.com
.
Edited Date: 2022-06-06 10:21 pm (UTC)

Date: 2022-05-30 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] ester rn (from livejournal.com)
наши с азова да отуреченные ,а вот в греции и которые завезены на чёрное море те на семитов один к однному схожи.у них и язык разный греко-татарский и новогреческий,моя бабка вообще на греко-эллинском в пед.училище училась в мариуполе,она 16 года рождения,деревня чермалык

Date: 2022-05-30 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] rodrigo-cortes.livejournal.com
Да, согласен, где-то здесь и подлинные корни всего.

Date: 2022-05-30 01:26 pm (UTC)
From: [identity profile] ester rn (from livejournal.com)
азовские греки часто голубоглазы или зеленоглазы, видно смешивались со славянками,тогда как причерноморские, завезённые при потёмкине,абсолютно черноглазы и женятся только на своих

Date: 2022-05-30 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] paomako.livejournal.com
азовские греки часто голубоглазы///

Можно вспомнить классику: модус «Ferio» из Логики Аристотеля

ни один грек не черен
некоторые люди суть греки
следовательно, некоторые люди не черны

Date: 2022-05-30 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] ester rn (from livejournal.com)
все южные люди черны,там где солнце там мелатонин в теле отсюда чёрные глаза и кожа

Date: 2022-06-02 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] marvellous-lynx.livejournal.com
А вы не смешиваете случайно загар и фенотип?

Я встречала гречанку с корнями из Причерноморья, чья семья живёт на Алтае, так вот она: невысокий рост, очень белая кожа, ярко-голубые глаза, черные волосы с очень пушистыми кудрями, просто практически одуванчик, невозможно расчесать. При этом косметолог-врач, увидев ее однажды, сказала, что у этой женщины есть в лице некая специфическая черта, которая присуща только восточным народам, там какое-то специфичное строение под веками или в районе верхних скул (я, к сожалению, не помню термин, что-то такое, что доставляет косметические неудобства обладательницам, у славян такой проблемы нет, потому что у них несколько иное строение лица). Да, живёт греческая диаспора очень закрыто, поддерживают друг друга, женятся строго внутри своего круга. Поэтому браки не обязательно с теми, кто живёт поблизости. Жених и невеста могут быть из разных городов. Свадьбы большие и туда зовут всех своих, там счёт приглашенных на сотни.
Кто-то уезжает жить в Грецию, но российские греки в целом не фанаты этой идеи.

Что интересно было с этой девушкой. В Эрмитаже есть керамические статуэтки Коры. Там изображены девушки. Так вот лицо статуэтки и лицо моей знакомой — очень похожи. Сходство такое сильное, что я сразу же вспомнила статуэтку из Эрмитажа. Правда, у эрмитажной статуэтки рыжие волосы, емнип.

Прочитала ваш первый комментарий. Да, точно, они предпочитают себя называть не греками, а эллинами.
Edited Date: 2022-06-02 07:00 pm (UTC)

Date: 2022-05-30 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] sergiusjs.livejournal.com
Слабая аргументация а-ля филология. Возьмем соседствующие языки и не обнаружим корня ТАГ.

польский
pająk, wyszukiwarka, krzyżak, trójnóg

венгерский
differenciál-kereszt, kardánkereszt, árboctámasz, támasztórúd, pók

турецкий
ayaklı destek, saç ayağı, trivet, sacayağı, nihale

греческий
αράχνη

Date: 2022-05-30 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] rodrigo-cortes.livejournal.com
Турецкий отличается от старосманского. Однако и в турецком это слово есть, в посту именно словарная дефиниция.
Греческое слово так же указано. Новогреческое необязательно должно отвечать.
А венгерский и польский далековато расположены.

Date: 2022-05-31 05:36 am (UTC)
From: [identity profile] Александр Григорьев (from livejournal.com)
Булгары

Date: 2022-05-31 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] rodrigo-cortes.livejournal.com
Да, хороший вариант.

Date: 2022-05-31 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] alexey-zharikov.livejournal.com
В рамках моей гипотезы это очевидно - потому что участники Исхода сначала заселили бассейн Волги и Каспийского моря, а только потом Средиземноморье.

Date: 2022-06-02 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] ester rn (from livejournal.com)
представители монголоидной разы шли со стороны китая,а в средиземноморье смешались с семитами,потомдополнились северянками рабынями дети поучились смешанные.турки многие копия финноугров,как у нас на севере,волосики правда чуть темнеее но есть и блонд 100% у мужчин,это от матери светлой передаётся

Date: 2022-06-02 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] paomako.livejournal.com
ни кто ни куда не шел

Date: 2022-06-02 05:31 pm (UTC)
From: [identity profile] ester rn (from livejournal.com)
вам бы в школу пойти,поучить правила- никто и никуда пишется слитно
Edited Date: 2022-06-02 05:32 pm (UTC)

Date: 2022-06-02 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] paomako.livejournal.com
Спасибо, хоть не на хуй послали, а в школу. Здесь правильно написал?

греки

Date: 2022-06-05 12:27 am (UTC)
From: [identity profile] andrej miller (from livejournal.com)
По гаплогруппам греки-мужчины =1/3 копты(египетские побелевшие негры-земледельцы), 1/3 семиты (арабо-евреи), 1/3 южные славяне. По легенде до прибытия из Египта царя Дардана -аборигены Греции жрали траву и не знали домов. По исследованию Ньютона -предки греков выходцы с берегов Красного Моря.

Profile

chispa1707: (Default)
chispa1707

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 910
11 1213 14 15 1617
18 192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 19th, 2026 05:43 am
Powered by Dreamwidth Studios