Щеглами в СА называли молодых неопытных воинов. Я в этом звании проваландался лет до 50 точно: каждый раз - удивление.
Приблизительно в 1983 году в командировке в Ош в длинной очереди в аэропорту познакомился с семьей: она, ее дочь-подросток и он - ее новый муж. Он был нетрезв и читал стихи.
***
На нитях чувств, оборванных однажды,
Как ни вяжи, останутся узлы...
***
Я уже понимал, о чем он, а потому впечатлился. Вытащил - ему не хватало - тщательно (строго для своих) заначенную бутылку "Тамянки", и, вот что важно, я видел, что она его любит - неподдельно. Да, всё видит... да, страдает, но ее любовь - выше.
Это - атас.
***
Как оказалось сильно позже, стихи принадлежали Олегу Куваеву (автору знакового романа "Территория" о Чукотке). Но, знаете, - посрать. Она его действительно любила. А он... шел себе - балбес-балбесом - по жизни и думал, что так и положено. Вот нереально... сколько он в своей жизни упустил...
***
На Чукотке я был чуток пораньше - в 1977-1978 гг. На самом деле, глядя сверху прожитых лет, ничего особенного. Да, чукчи, - умные, всё понимающие, страдающие... ну и что? А кто в наше время не таков? Да, мой первый наставник по слесарному делу начал свой трудовой стаж через отрубление головы уголовному авторитету - молодец пацан! - там вариантов было - ноль. Да, я подрабатывал на переборке мерзлой картошки (250-280 советских рублей не хватало на театр для девушки). Но, бля, я потянулся за упавшей в фойе театра сигаретой, и это мне обломало весь имидж крутого мэна. Вот и осталось одно утешение - базар тёткой с Западной Украины, на переборке картошки, приехавшей в 1950-х в Магадан вслед за севшим мужем, да так и оставшейся на Чукотке: он умер на зоне, а у нее, - знавшей несколько языков, - был волчий билет. Он, насколько помню, прежде преподавал алгебру и геометрию, а она - языки и литературу.
***
Я реально горжусь своим знакомством с этой бичевкой-полячкой из Западной Украины. Я горжусь, что сидел (на цинковом ведре, в ватнике) рядом. И сейчас совершаю низкий поклон ей. Женщина это больше, чем нам порой кажется.