chispa1707: (Default)
[personal profile] chispa1707
(фрагмент поста, целиком смотреть по ссылке)

Оригинал взят у [livejournal.com profile] leninka_ru в Из новых поступлений РГБ. Выпуск 56. Технические науки
«Были сигналы: не чай он там пьёт»... и вы даже не представляете, до какой степени «не чай» пили в Российской империи. В книге «Чай и чайная торговля в России и других государствах» (доступна оцифровка) рекомендую обратить внимание на интереснейшие главы о фальсификации и контрабанде. Фальсификация доходила до невероятных масштабов, Москва была центром переработки спитого чая (да, использованную заварку собирали, подмешивали в чай, перепродавали и пили снова!), а Петербург окружали незаконные плантации копорки, или иван-чая.

Оцифровка в открытом доступе: Субботин, Андрей Павлович (1852–1906). Чай и чайная торговля в России и других государствах : производство, потребление и распределение чая / сост. А.П.Субботин. — Санкт-Петербург : А.Г.Кузнецов, 1892. — 706 с. разд. паг., [13] л. ил., карт. : табл.; 27 см.

Date: 2017-10-25 01:07 am (UTC)
From: [identity profile] axsmyth.livejournal.com
Захотелось чуток прокомментировать текст по ссылке.
Цитата:
Близко к фруктовому чаю подходит вновь изобретённый суррогат под названием «дивiй» (или дикий) мёд, который продаётся в виде толстых цилиндрических кусков, похожих на колбасу, приготовляемый из разной смеси, и дающий тёмнобурый настой неприятного вкуса (примечание).
Примечание:
По отзывам газет – «одна палка такого «чая», стоящая много-много («максимум» по-нашему) 10 к., даёт возможность бедняку наслаждаться с семьёй в продолжение целой недели «чаепитием»: небольшого кусочка «мёда» достаточно, чтобы получился такой густой настой, который и спить-то трудно. Бедняки очень хвалят новоизобретённый «чай» как за его дешевизну, так и за то, что «сколько его ни пьёшь, а он всё густой и чёрный.
Очень странным местом является упоминание, что крестьянам очень нравятся качества этого продукта, хотя автор прямым текстом говорит о его неприятном вкусе и цвете. Это наводит на мысли о том, что автору просто не дали попробовать (и испытать на себе действие) этого чая, который он в тексте именует суррогатом и фальсификацией, о коих и ведёт рассуждения дальше, включая замечания о физиологическом действии настоящего чая. Интересно также ироничное называние автором «суррогата» мёдом. Мёдом раньше называли как непосредственно продукт, добываемый из ульев, так и всякие напитки из него. Опиум часто употребляли в сочетании именно с мёдом и вином.
Удивительно также, что в дело часто шёл и испитый чай. Вот скажите мне, что именно нужно добавить в испитый чай, чтобы его покупали и употребляли. Уж никак не душицу или иван-чай – их можно употреблять и самостоятельно, с гораздо большим удовольствием. И дело тут вовсе не в неграмотности несчастных крестьян, кидающихся на заморский продукт сомнительного качества и цвета только потому, что он у всех на слуху. В этом случае каждому было бы достаточно попробовать такой продукт всего один раз, чтобы впоследствии проходить мимо.

Упоминаемые методы фальсификации:
Для окрашивания чая употребляются самые различные составы: берлинская лазурь, куркума, жжёный гипс, хромокислый калий и свинец, мышьяковистая медь и др. минеральная зелень, графит, кампешевое дерево и др., а также менее вредные: индиго, известь, углекислая магнезия, лакмус и проч.
Вообще, складывается впечатление, что автор(ы) текста специально напускают туману, чтобы свалить вред, несомненно возникающий массово вследствие употребления опиумного чая вредом от заведомо вредных примесей. Добавлять в чай хромокислый калий – это предельный бред. Во-первых, посмотрите на его цвет (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82_%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F), якобы маскирующий б/у чай под исходный, во-вторых, хоть я и не представляю себе вкуса такого химикалия, но уверен, что долго плевался бы, попади мне такое в рот. С таким же успехом можно было бы подкрашивать испитый чай марганцовкой. Думаю, многие помнят её вкус.

Полагаю, что сей текст, очень занятный и интересный, всё же большей частью являлся заказным и рекламным в отношении «настоящего чая». Но надо отметить фактически великолепное качество исполненного заказа. Текст очень завлекателен и полностью переводит фокус читателя с проблем, порождённых распространением опиума на интерес к настоящим сортам чая. Разумеется, с целью увеличения сбыта оного.

Date: 2017-10-25 07:26 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Спасибо! Очень дельный комментарий.

Date: 2017-10-25 07:05 am (UTC)
From: [identity profile] brusek kodluch (from livejournal.com)
Spasiba! OOOOczień intieriesnoje! Ja tolko nieskolko stranic proczitał, no eto REVELATION!

Smotrim stranice 50-60. Piszut, czto na Kawkazie chotieli rosżazat' "czaj" no w pierwyje - klimat był choroszyj, no poczwa "jeszczio niet". Potom niekatoryje sażali jako "czaj" - "arbutus unedo" - oczień pachoże na "koke"! (stranica 59).

Arbutus Unedo
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/89/Arbouse.jpg/800px-Arbouse.jpg
https://pl.wikipedia.org/wiki/Chru%C5%9Bcina_jagodna
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE_%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5

Stranice 200 i dalsze, eto opis upotriebljania czaja. Piszut czto stakańczik "czaja" chwatajet na wies dien i niecziewo nie choczestia est'. W Kitaje "czaj" prinimajut za "jedu".

PS
Wsju żyzń ja zawał waprosy - pocziemu wo wsjech jazykach "czaj" eto "czaj", tolko w polskom jazykie eto "herbata"....

U mienia knizka ob żyzni Poliakow i Niemcew katoryje iz za "biednosti" na Silezii (Sląsk - Opole - Oppeln), wyjezżali do Brazylii. Znajetie czto oni wsje w Brazylii diełali? uchażywali za "Yerba Mate" - herva. Oni wysyłali "Yerba Mate" do Jewropy w ogoromnym koliczstwie! W kniżce piszut, czto eto były goda 1830-1850 kak ja pomniu...

Błagadariu wsjem!

Date: 2017-10-25 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Отличный комментарий! Спасибо.

Date: 2017-10-25 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] brusek kodluch (from livejournal.com)
PS
Na Kawkazie probowali sażat' "rastienia czaja iz Paragwaja". No nieudaczno...

Date: 2017-10-25 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] brusek kodluch (from livejournal.com)
Bingo!
http://dlib.rsl.ru/viewer/01003121047#?page=95
Do "kirpicznowo czaja" dobawljajut masło iz "Thea Oleosa" - kak piszut: "eto kak nasze masło iz kanopii no chudszewo kaczestwa"...

Czto eto "Thea Oleosa"? Wiki piszet czto eto "czaj" - "obyknowiennyj" = Camellia sinensis (L.) Kuntze

No drugije istoczniki piszut tak:
https://books.google.pl/books?id=8V0oDwAAQBAJ&pg=PT497&lpg=PT497&dq=thea+oleosa&source=bl&ots=Und4-qcrZ1&sig=UP4hXYbJIKPssieGMfp28u5YndI&hl=pl&sa=X&ved=0ahUKEwiKwf-1sYvXAhVHUhQKHd_GALYQ6AEITzAK#v=onepage&q=thea%20oleosa&f=false

The European Engelbert kampfer provided description of the tea plant after visiting Japan in 1712. Thea arrived in Europe in 1610, when Dutch merchants brought it from Japan to Amsterdam (Gilbert 1981). The very firsth description of the beverage, in Johan Neuhof's Reisebericht (Travel Report) 1665-1657, praised its psychoactive effects:

The power and effect of this drink is /that it dispels immoderate sleep; but afterwand those in particular feel very good/ who have overburdened their stomachs with food /and have loaded the brain with strong beverages: for it driwes and removes all other moisture / and dispels the rising vapors or fog / which provoke sleep; it fortifies the memory /and sharpens the mind (In Temming 1985, 14)

Folk names:
Arbre a the, Caha (Sanskrit), cajnoje derevo (Russian), cay (Hindi), cha, chaa (Hindi), ch'a, chai, chai sabz (Persian), charil, gur gur cha, herba thee, kaiser-thee, ojandonnassame tzshe, sjamparni (sanskrit), te, tea plant, tea-shrub, teebaum, teepflanze, teyila (Malayalam) teyilai (Tamil), theier, tzshe noky

Date: 2017-10-25 09:45 am (UTC)
From: [identity profile] brusek kodluch (from livejournal.com)
PS
Medical Botany, Tom 1
Autorzy William Woodville
https://books.google.pl/books?id=cIIfAAAAYAAJ&pg=PA642&lpg=PA642&dq=thea+oleosa&source=bl&ots=YlzS7vCuux&sig=NYFsnBHL4VvcfNmHzCFaHaKU51A&hl=pl&sa=X&ved=0ahUKEwiKwf-1sYvXAhVHUhQKHd_GALYQ6AEIWTAM#v=onepage&q=thea%20oleosa&f=false

Smotrim niże, stranicy 645-646
Piszut czto jak pierwyj raz w Jewropu priwiezli czaj (Thea Oleosa - tiepier' piszut czto eto samo czto eto Camelia Sinenis Thea oleosa Lour. is a synonym of Camellia sinensis (L.) Kuntze

This name is a synonym of Camellia sinensis (L.) Kuntze.) to issledowali i doszli czto eto oczień silnyj narkotik!

Date: 2017-10-25 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Замечательно!

Date: 2017-10-25 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Превосходно!!!

Date: 2017-10-25 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] axsmyth.livejournal.com
Полагаю, что присылали они в значительных количествах может и мате, но с добавкой коки. Поскольку, несмотря на легендарные заявления знатоков употребления мате, что пастухи использовали его в течение дня вместо еды, сейчас подобный эффект от мате попросту невозможен. Ясно дело, что эффект "насыщения" возникал именно от наркотических добавок - листьев коки.

Date: 2017-10-25 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] iallit.livejournal.com
Что-то бред какой-то, а не книга. Чай не настолько приятный напиток, чтобы его фальсифицировать. У крестьян же там травы и так куча растет, могут ее заваривать и пить. Подсесть на него не возможно, чтобы можно было бизнес на нем делать еще и фальсифицировать. Такое ощущение, что либо мы сейчас чаем не тот напиток называем, либо там вместо слова чай надо читать какое-то другое слово.

Date: 2017-10-25 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] brusek kodluch (from livejournal.com)
Smotrim:
http://dlib.rsl.ru/viewer/01003121047#?page=95
plus
http://dlib.rsl.ru/viewer/01003121047#?page=96

Doszło do togo, czto w posliednieje wremia iz łuczszich czajnich listiew stali progotowljat' osobienyja PAPIROSY, kurienie kotorych proizwodit' narkoticzeskije diejstwie i dla niekatorych zamieniajet upotrieblienie morfia i efira; chotja ono toże proizwodit' wriednoje dejstwie, no w mienie silnoj stiepieni...
Idut w dieło i cwiety, otdielenyje od czaja poslie ego aromatyzacji; iz nich wydielajutsja błagouchannyja swieczi, upotriebljaemyja kitajcam dla kurienia w chramach i pri torżestwiennych procesjach.

46/
W odnoj francuskoj gazietie opisywajetsja, czto czajnyje papierosy wwiedieny do upotrieblenie anglijskim damami, czto kurienie ich proizwodit nieobyczajno priatnaja oszuszczenia prodołżajutsja około czasa, potom nastupajet reakcja - jawljajetsja nerwnaja droź'

Date: 2017-10-25 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Великолепно!

Date: 2017-10-25 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] axsmyth.livejournal.com
То есть, пытались пускать в дело всё, что могли придумать - цветы, листья всяких растений, экстракты и так далее. Но из всех экспериментов, в конечном итоге, закрепились только чай, кофе и табак.
Что самое смешное, в результате табак (с примесью сами знаете чего) жевали и нюхали, а чай (с аналогичной добавкой) курили. Что характерно, з/к чай (уже без добавок) употребляли в максимальной крепости в виде чифиря, но курить его и не думали, за полной бесполезностью такого занятия, что очевидно. Как очевидно, что упоминаемые эффекты приятных ощущений без каких-либо добавок в чай, кофе или табак попросту невозможны.

Date: 2017-10-25 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] dbalach.livejournal.com
Да современный крэк из кокаина делают - и курят, как раз приход около часа и держит
Edited Date: 2017-10-25 09:32 pm (UTC)

Date: 2017-10-25 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] brusek kodluch (from livejournal.com)
Możet byt', czto tolko w polskom jazykie ostałsja slied "etowo "czaja"". W polskim czaj eto "herbata" - Yerba Mate - Herva - coca. W ostalnych jazykach izmienili zanwanie na "czaj" - takij kak my tiepier' upotriebljajem i znajem...

Date: 2017-10-25 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] iallit.livejournal.com
Ну кока вряд ли, кока же растет в Южной Америке. А вот из Азии мак, наверное, возили.

Вот пословицы про чай из словаря Даля. Вообще не вяжется с современным чаем:

Не просят на водку, а просят на чай

По чаям ходить, добру не быть

Где чаи, там и немощи

Хлебца купить не на что: с горя чаек попиваем!

Date: 2017-10-25 08:41 am (UTC)
From: [identity profile] brusek kodluch (from livejournal.com)
Piszut czto stakan "czaja" eto 2 kopiejki.

Sljedujuszcze: czaj eto "monieta" w Mongolii, Tybetie i Sriedniej Azji
http://dlib.rsl.ru/viewer/01003121047#?page=92

"Eto gławnyj priedmiet pitania" (czaj "kirpicznyj")

Date: 2017-10-25 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] iallit.livejournal.com
Пишут, вот:
"Кирпичный чай
низший сорт обыкновенного китайского чая, с помощью клея спрессованный в плитки, формой похожей на кирпичи. Кирпичный чай получается из северных провинций Китая, где, однако, не употребляется; у нас употребляется в Сибири, особенно же у калмыков и бурят. В Забайкалье заменяет отчасти ходячую монету. Его не настаивают, а варят с солью, молоком, маслом или бараньим жиром; к густому крепкому отвару прибавляют даже несколько муки. Сваренный К. чай своим видом походит на шоколад."

Если стакан чая 2 копейки, то смысл был его фальсифицировать?

Date: 2017-10-25 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] brusek kodluch (from livejournal.com)
re:
Если стакан чая 2 копейки, то смысл был его фальсифицировать?

A czto oni dobawiaji do "czaja" cztoby wygladieł kak w eto wriemia "obyknowiennyj czaj"?

Poroszok! Biełyj, żołtyj... Poroszok!

On dołżen byt' w "tomtom" czaje!

W eto wriemia "obyknowiennyj czaj" - stakańczik "z samowo utra" i nie nużdajesz w piszczy WIES' dień!

Date: 2017-10-25 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] iallit.livejournal.com
Я же о том и пишу))

Date: 2017-10-25 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] brusek kodluch (from livejournal.com)
OK! :)

Smatrim i czitajem:
https://books.google.pl/books?id=cIIfAAAAYAAJ&pg=PA642&lpg=PA642&dq=thea+oleosa&source=bl&ots=YlzS7vCuux&sig=NYFsnBHL4VvcfNmHzCFaHaKU51A&hl=pl&sa=X&ved=0ahUKEwiKwf-1sYvXAhVHUhQKHd_GALYQ6AEIWTAM#v=onepage&q=thea%20oleosa&f=false

Stranice 646-647.
Piszut czto "tea" (Thea oleosa) eto oczień silnij natkotik, słabszij kak obycznyj "green tea", no jest moszcznyj kak innyje narkotiki

Date: 2017-10-25 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] axsmyth.livejournal.com
Если в качестве клея использовался ладан, то есть опиум, то в него могли добавлять не только воду, но и любую еду, поскольку сам опий, в отличие от чая, достать, скорей всего, было невозможно.

Что до Забайкалья, то погуглите "монгольский чай" - там и мясо и макароны, в общем, обычный наваристый суп, очень жирный и калорийный, только сваренный на чае. Также понятно, откуда взялись такие традиции - почему бы не добавлять чудо-чай в обычную еду, "увеличивая" "силы", что даёт еда? Да запросто.

Date: 2017-10-25 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] iallit.livejournal.com
Осталось разобраться, что там еще за "специи" в средние века возили))

Date: 2017-10-25 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] axsmyth.livejournal.com
Читайте заметки хозяина этого блога. Только не в жж, а в "маленьких радостях" на блогспоте. Он их тоже упоминал. Скорей всего и там без ладана не обошлось.

Date: 2017-10-25 09:35 pm (UTC)
From: [identity profile] dbalach.livejournal.com
И специи тоже возили - они использовались при транспортировке мяса тк не было холодильников.

Date: 2017-10-28 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] dedsad.livejournal.com
Дык,название Китая-Чай на,весь опиумный чаёк от туда.В чайных церемониях экспериментировали со всевозможными растениями и веществами,изучали эффекты и применяли по назначению(задачам).Отправить в нирвану или на майдан.Можно,чтоб сутки стояло,а можно что бы не встало.
Наука однако.

Date: 2017-10-25 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] axsmyth.livejournal.com
Ух ты! Вот это класс! Вот откуда ноги у таких поговорок растут. А я всю жизнь недоумевал, что за казуистический парадокс описывается присказкой - "Чай не пил - откуда сила? Чай попил - совсем ослаб".
А мужики то и не знали!

Date: 2017-10-25 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] iallit.livejournal.com
Да, тоже эта поговорка смущала, теперь прояснилось, что там за чай был))

Date: 2017-10-25 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Да, понимаю.

Чай у раскольников

Date: 2017-10-25 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] 7lapalla.livejournal.com
Картошка проклята, чай двою проклят, табак да кофе трою 😊

Date: 2017-10-25 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] ruslan poleshuk (from livejournal.com)
Мож бухло всеж какое? Традиция так просто в забытье не уходит. В Китае за опиумы помнят огого как.

Date: 2017-10-27 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] ruslan poleshuk (from livejournal.com)
Тем не менее, Менделеев буквально переломил ход истории и направил Россию в другое русло.
Китайцы кстати до сих пор пьют водку 56 %, что лишает казну части дохода.

Date: 2017-12-12 02:09 am (UTC)
From: [identity profile] brat-wb.livejournal.com
Помнится, в "Науке и Жизни" про спитой чай писали. Давно это было, лет 30 назад.

Profile

chispa1707: (Default)
chispa1707

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 910
11 1213 14 15 1617
18 19 2021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 20th, 2026 07:36 pm
Powered by Dreamwidth Studios