chispa1707: (Default)
[personal profile] chispa1707
В племени отселение части семей на новое место с формированием собственных вождей - норма.
Причина регулярного отселения: ограниченность пищевых ресурсов и рост численности.
На новом месте им придется самим принимать решение, как прокормиться - отсюда и свобода.

Свобода переселения заканчивается вместе с тем. как закончится главный ресурс - свободные угодья.
Когда ресурсы в виде угодий заканчиваются, а все земли по соседству заняты, свобода кончается тоже.
Потому что вторгнуться на чужие земли означает накликать конфликт, а конфликт - прерогатива вождей.

В норме у вождя нет причин удерживать своего младшего родственника в деревне.
Если кто-то хочет отселиться, тому есть причина: или конфликты с общинниками, или недостаток пашни.
Удерживать такого - себе дороже.

Размежевание это как наследство, - рано или поздно время приходит.
И вдруг - закрепощение. Шаг влево, шаг вправо - и на конюшню, пороть.

Причина - подушный налог.
Едва царь начинает его брать (исходя из ревизии), каждый крестьянин должен вождю отработать.
И если крестьянин бежал, подушный налог никто с барина не снимет, и долг распределится на всех.

Если вернуться на шаг назад, к ресурсам, то налог это - внешнее объективное ограничение по ресурсам.
Едва оно возникает, возникает и ограничение и на свободу отселения - точь-в-точь как в диком племени..

Таким образом, крепостное право - прямое и неизбежное следствие введния подушного налога.
***
Подушный налог возник в условиях избытка угодий, когда богатство зависит от количества людей, а не земли.
Как именно он возник, отдельный вопрос. Потому что подушный - это уже не вассалитет; это именно государство.
Это должно было возникнуть совсем недавно, самое раннее - при Екатерине, а скорее, позднее.
(deleted comment)

Date: 2017-05-10 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Мне неясно самое начало крепости.

Date: 2017-05-10 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] chtodelat2.livejournal.com
А может, ключ - слово "крепость"?
На захваченных территориях строились остроги, где были инструменты, оружие, СОЛЬ, одежда и прочие излишества, отсутствующие после Катастрофы.
Хочешь жить как человек? Становись "крепостным". Остальные жили медведями.
Временной интервал - тот же. Пётр был реально первым, установил новый календарь, новую веру, новые правила, а уже после него Екатерина начала собирать вымершие территории и обихаживать их - например, восстанавливать рудники, заводы и так далее.

Date: 2017-05-10 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
не... крестьянин себя обеспечивал на все сто процентов.
Мой тесть - стандартный крестьянин - реально мог поставить село с нуля - навыков хватало.

Date: 2017-05-10 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] chtodelat2.livejournal.com
А если после войны/катастрофы? Когда нет ни домов, ни лесов? Да и людей немного осталось?

Date: 2017-05-10 09:41 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Не могу ничего сказать.
Предпочитаю работать с тем. что можно обработать в Экселе.

Юрьев день

Date: 2017-05-10 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] Сергей Шаткин (from livejournal.com)
Для отселения был установлен специальный день - Юрьев. Право отселения отменено указом "о заповедных летах" сначала временно. Возможно, предполагалось, что за некоторое количество лет вожди-баре смогут собрать и выплатить конкретную сумму долга, которую на них повесили (распределили) по итогам дефолта.
Как объясняют традисторики, потом право "забыли" вернуть.

Date: 2017-05-10 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] paomako.livejournal.com
В Англии налог назывался нормандские деньги. Его стали собирать, чтобы откупиться от захватчиков. Сбором заведовали, ясное дело, вожди. Норманы, ясное дело, - стимул то какой! - стали ежегодно угрожать набегом. Сбор приобрел регулярность. Норманы впали в ничтожество и исчезли. Регулярность сбора же осталась.
А норманы - штука нужная. Их стоило придумать.

Date: 2017-05-11 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] vaduhan-08.livejournal.com
Почитайте салическое право там все подробно расписано, кто кому и как платил! Не было ни каких диких свободных крестьян... ну если только на пальме пока сидели и бананы ели.

Date: 2017-05-11 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Читал лет шесть назад. Текст чрезвычайно сильно правлен, и в нем масса вставок из 19 века.

Date: 2017-05-11 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] vaduhan-08.livejournal.com
Так да, конечно и должно быть, вот и ваши слова о том же - "Это должно было возникнуть совсем недавно, самое раннее - при Екатерине, а скорее, позднее."
Я думаю что и написан он в начале 19 века, а потом правлен, ну а до этого было "отеческое римское право", родовое.
Edited Date: 2017-05-11 12:40 pm (UTC)

Date: 2017-05-11 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] paomako.livejournal.com
вспоминается оттуда титул: сацебарон-вицеграф-королевский мальчик-раб

Date: 2017-05-11 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] vaduhan-08.livejournal.com
Я обчитался этих варварских правд - все имели строгую иерархию подчинения, даже король был подчинен другому императору например и считался его рабом. Мы немного неправильно понимаем сейчас этот термин - раб. Наверное более подходящий тут термин работник. Градация рабов была очень сложной, быть царским рабом например было круче чем где нибудь бароном. В принципе мы и сейчас живем в этой салической правде и иерархия социальная очень сложна.... тебя не трогают до поры до времени пока ты ни кому не нужен и ни куда не лезешь!

Date: 2017-05-11 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] paomako.livejournal.com
Да, я с этими правдами тоже повозился. Тамошний термин "раб" я бы перевел как "его человек". Даже "слуга" сюда не подходит. С бароном, конечно, сравнивать бы не стал, но по сравнению со свободным "раб" вельможи был выше по статусу, мерилом чего, как вы помните, был вергельд (выплата в случае убийства).

Date: 2017-05-11 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] vaduhan-08.livejournal.com
Дык был еще царский раб ну или "королевский" если хотите.... очень высокий чин наверное был :::-))))
Да, согласен с термином - его человек! Что еще интересно мне было так это положение ребенка, сына до смерти отца... что то даже типа раба, только своего, личного, семейного - прав ни каких!
Я тут копался в этих правдах и залез в реформы Павла 1.... а потом почитал послание св.Павла особенно к галатам - как раз речь о том, о наследовании и правах! Почитайте в новом ракурсе так сказать :-)

Date: 2017-05-11 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] ruslan poleshuk (from livejournal.com)
Не знаю. Места даже сейчас навалом. Даже в США. Это какие-то сказки чтобы электорат не разбегался а исправно платил налоги.

Date: 2017-05-11 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Вы берете время развитых технологий, время стального плуга, дизеля и удобрений.
А для крестьянина 19 века природа не была столь же дружелюбной.
Не пробовали корчевать пни?

Date: 2017-05-12 11:16 am (UTC)
From: [identity profile] sermyan.livejournal.com
С сельским хозяйством вообще мутная история. Проще лося завалить, чем пуд зерна до амбара "довести"... Черкесы как-то жили без сельского хозяйства и ничего так получалось пока русские не приперлись.

Date: 2017-05-12 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Докатастрофическое черкесское сельское хозяйство было чрезвычайно развитым.
Но там ведь водно-грунтовой смесью ударило - снесло все, уцелели только те, кто жил в горах.

Date: 2017-05-12 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] sermyan.livejournal.com
Ну я только по горам и сужу. Чему свидетель. Если не считать скотину на вольном выпасе в альпийских лугах - саженный только благородный каштан, да и от тех кого ещё застал при памяти, - не мы сажали. Старые каштанники реально под линейку саженные. Генуэзцы?

Date: 2017-05-12 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Да, генуэзцы вполне возможны.

Profile

chispa1707: (Default)
chispa1707

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 910
11 1213 14 15 1617
18 19 2021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 20th, 2026 07:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios