chispa1707: (Default)
[personal profile] chispa1707
В моей базе на сейчас 177 свидетельств об организации регистрации браков, рождений и смертей.
Пишут, что ЗАГСы были еще в Риме, хотя внятных данных в Сети не вижу.
Сначала - подготовка к созданию ЗАГСов, - доверия не вызывает, массивов данных нет, только редкие претенциозные вбросы.
***
1184 Брак признан католической церковью таинством на Соборе в Вероне
1215 Четвертый Латеранский Собор запретил тайные браки и потребовал предварительных объявлений о будущем браке
1334 Аномально одинокое свидетельство о регистрациях в Париже
1531 в Чехии, в золоторудном городе Яхимов появилась регистрация
1539 король Франции приказал приходам регистрировать крещения, браки и погребения
1563 Регулярная регистрация рождений была заказана на Тридентском соборе
1591 в Чехии обсуждают, надо ли исполнять решение Собора о регистрации
1605 в Праге что-то начали регистрировать, но до середины века бессистемно
1611 в Венгрии в связи с Реформацией начились регистрации
1611 в Южных Нидерландах регистрацию крещений, браков и похорон объявили обязательной
1656 в Венгрии опубликован Rituale Romanum - католический ритуал регистрации
1667 внезапно проснулись французские приходы, начавшие вести книги учета в двух экземплярах
1717 во Франции снова введен закон о порядке регистраций
***
Цена этим свидетельствам никакая. Даю график. Видно, что реальные подвижки налались после 1750 года.
Все, что раньше, следует переоценивать, исходя из реконструкции дат, в которой 1582 год равен 1835-му.
.

.
УНИКАЛЬНЫЙ СИНОД
Указ Синода интересен своей полнотой. Вплоть до 1861 года даже помещику достаточно было вести учет женатых мужчин (а женили рано, порой с 14 лет), то есть, дворами, женщин и подростков на уборку урожая выгоняли, но никто их не считал. Полный учет потребовался, когда начали делить землю между помещиком и общиной, - вот там мелочей не было.
***
1724 Законность брака, фактов рождения и смерти определяла запись в церковных метрических книгах, которые были созданы в соответствии с Указом Синода от 20 февраля 1724 года
1724 Каждая книга состояла из трёх частей, содержащих сведения: о рождении: дата рождения и крещения, имя и фамилия, место жительства и вероисповедание родителей и крёстных родителей, законность и незаконность рождения; о браке: имя, фамилия, место жительства, национальность, вероисповедание жениха и невесты, в каком возрасте вступают в брак, дата венчания, фамилии и имена свидетелей; о смерти: имя, фамилия, место жительства, возраст умершего, дата и причина смерти, место захоронения.
***
Как хорошо видать на графике, основная масса подвижек произошла в период между 1849 и 1876 годами включительно. 1849 год это Весна народов и начало выкупа ленов, - переход к гос.регистрации хотя бы дворянства логичен. Спустя 20-25 лет земля дворянами выкуплена, и пора вешать этот же груз на крестьян. А крестьяне в Европе это 85 % населения. Плюс, на этом этапе уже исторически поздно отказывать в правах инородцам и иноверцам, - деньги вне религий. И вот что мы видим именно в это время.
***
1873-1876 ГОДЫ
1873 Германия. Священники регистрируют браки от имени государства, которое их на должности и ставит.
1873 Италия. Вести регистрацию обязали в приказном порядке.
1874 Бразилия. Декрет о регистрации актов гражданского состояния
1874 Польша. ЗАГСы появились на территориях, аннексированных Пруссией
1874 Россия. Начали регистрировать рождения у старообрядцев
1875 Британия. Регистрация рождений и смертей стала обязательной. До того - не была
1876 Германия. В результате Kulturkampf по всей Германии открыты гос. органы записи актов гражданского состояния
1876 Швейцария. Регистрация гражданского статуса передана государственным органам
.
ПЕРЕХОДИМ К РОССИИ
В России регулярные взлеты численности населения с 5-летним шагом завершаются именно в этом периоде - в 1877-1878 годах. Это не случайность. Только здесь государства Европы всерьез взялись за учет - в тесной связи с начинающимся выкупом земель широкими крестьянскими массами. Именно здесь должны вводиться общеобразовательные школы, а крестьяне впервые отправляют своих представителей в земства, - они стали в глазах закона ЛИЦАМИ.
***
ФРАНЦУЗСКИЙ ФЕЙК
Французские свидетельства о госрегистрации в 1792 году - наглючий фейк. Процитирую французскую же Википедию:
1871 в Париже 23-24 мая сожжены все приходские регистры с 16 века по 1792 год и гражданские регистры с 1793 до 1859 год, а также библиотека Лувра (Лувр не тронули), Счетная палата, Министерство финансов, Главное полицейское управление, библиотека Арсенала, Дворец Почетного легиона - 8 млн. архивных документов.
.
Любопытно, что во Франции можно восстановить свое генеалогическое древо как раз по этим приходским регистрам, исторически корректно и абсолютно официально сожженным коммунарами напрочь. Я не знаю, что это.
.
ЗАСАДА
Понял, что возможен еще один (промежуточный) вариант счета лет. Года перестали быть лунными месяцами, но все еще считаются восьмерично.
Это порядком усложняет мне жизнь )))... хотя, может быть, и поможет.
.
И ЕЩЕ ОДИН НЮАНС
Государств до 1848 года попросту не было.
До 1872 примерно года государства определенно не имели мотива считать крестьян. В городах - другое дело, там деньги оборачиваются, а на селе за все отвечал дикий-дикий абориген-помещик - единолично. Каким образом сейчас создаются генеалогические древа потомков крестьян, понятия не имею. Мой опыт показывает: чуть глубже 1878 года, и в хронологии начинаются "танцы с саблями".

.

Date: 2021-08-13 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] letzter-held.livejournal.com
Не все крестьяне были помещичьи. Были государственные крестьяне, однодворцы, казаки.

Лично я свой род (крестьяне-однодворцы) проследил до 1796 года, до момента переселения рода из центральной России на новые земли. Откуда предки переселись точно не знаю, поэтому еще дальше проследить линию рода не могу.

Еще раз повторюсь, предки однодворцы - помещика у них не было, были церковные дьяки, которые вели метрические книги.

Еще интересные моменты. Первая сохранившаяся ревизская сказка с описание народонаселения всех дворов в деревне датируется 1816-м годом.
В этой книге от 1816-го уже есть фамилии. В 1858 году вместе с обычной ревизией проходила ревизия солдатских детей. Пропуски по годам в метрических книгах есть (самый большие провалы с 1819 по 1835 и с 1858 по 1878 годы), но никакого всплеска ранних смертей или большой продолжительности жизни не наблюдается все в пределах нормы предки жили примерно 50-60 лет, детей плодили много. Браки заключали рано в 15-17 лет. Т.е отсутствие метрических книг по указанным годам общую линию жизни предков не нарушают.

С 1878 года по 1916 год все метрические книги сохранились. После 1916 года метрические книги уже не вели. Записи Загсов пошли примерно в 50-х годах 20-го века.

Date: 2021-08-13 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Мне возразить нечего. Это как если бы мне предъявили план реально стоявшего дома, но на местности не было бы ни фундамента, ни даже строительного мусоры - голая степь. С историей то же самое: я вижу эти листы метрических книг в сети, и я не вижу никаких реалистичных этому объяснений.

Date: 2021-08-13 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] letzter-held.livejournal.com
Тут не отдельные листы, а целые книги. Реально существующие, которые можно потрогать руками. Книги написаны разными людьми, причем записи в книгах коррелируются. Т.е если человек родился, допустим, в 1818 году и умер в возрасте 60 лет, то в книге за 1878 год или где то рядом есть запись о смерти этого человека. Плюс куча проверочных записей, как то крестины и свадьбы. И все это вместе перепроверяется еще и ревизскими сказками, которые тоже можно потрогать руками. Сфальсифицировать такой объем материалов просто нереально.

Date: 2021-08-13 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] isinor.livejournal.com
>Сфальсифицировать такой объем материалов просто нереально.
Я аналогично Вам потратил много лет на исследования церковных метрик по нескольким регионам Российской Империи в период 1770-1919. Плюс ревизии 1719-1858 гг. В моей базе на сегодня более пяти тысяч персон со ссылками на документы-первоисходники. Более тысячи метрических книг прочитано постранично с расшифровкой (в среднем 200 листов на книгу). Все срастается по перекрестным проверкам до миллиметра - имена/отчества (фамилии не везде имелись), годы жизни, родственные связи, дети, восприемники, служба в армии и пр. факты. Общий пазл не имеет прорех вообще. Это целый мир со своими железобетонными законами логики.

Пару лет назад мы касались этого вопроса в приватной беседе с Андреем Георгиевичем. И я согласен с его позицией полностью - имеется два одновременно существующих наполненных фактами информационных потока, с очень низкой корреляцией. Как будто параллельные миры.

Факт катастрофических стихийных бедствий начала XIX века подтверждается наблюдением существующих занесенных глиной строений в городах и в то же время целостный неразрывный пласт метрик/ревизий за последние 250-300 лет.

Сфальсифицировать миллионы документов технически возможно, армия писарей за десяток лет справится. Но сделать массив данных целостным и устойчивым для проверки любого уровня невозможно без применения компьютерной техники. Это середина XIX века. И это проблемка...

Date: 2021-08-13 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Спасибо за комментарий. Вынесу эти два комментария в отдельный пост, - они оба важны.

Date: 2021-08-13 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Есть вопросы:
1. 1770-й - крайняя дата Ваших исследований? Дальше заглянуть можно?
2. Совпадают ли с историческими сведениями статусы персон? Типа крепостной, однодворец, казак и т.д.?
3. Общие выводы Вы где-то выкладывали?
4. Какие исторические связи с внешним миром есть в этих книгах? Имя государя? Полное наименование губернии или наместничества?
Edited Date: 2021-08-13 03:21 pm (UTC)

Date: 2021-08-13 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] bvv-olawa.livejournal.com

Можно фото?

Date: 2021-08-13 03:47 pm (UTC)
From: [identity profile] isinor.livejournal.com
1. Метрические книги, датированные ранее 1770 года мне просто не попадались (фокус моего внимания был направлен на Уральский регион). Ревизии имеются в наличии с 1719 года, начиная с самой первой, но по ним провести исследование сколь-нибудь значимое крайне сложно по причине скудности информации (нет фамилий, нет персон женского пола, семья редко жила на одном месте более одного поколения - постоянное расселение, причем на новом месте указано откуда прибыли, а вот если уехали, то не известно куда). Самый ранняя из документально подтвержденных персон (которая имеет зафиксированный в документе возраст) - 1674 г.р.

2. Никаких других статусов в тот период кроме "крестьянин" и "приписной крестьянин" (при уральском заводе) я не наблюдаю. Понятно, что локальная выборка не дает полной картины. Если рассматривать богатую историю развития соляного промысла и металлургической промышленности Урала в середине XVIII века (Строгановы, Демидовы), то схема вполне срастается - масса документов подтверждает переселение крестьян из деревень на временную приписку к железноделательным и медеплавильным заводам, которые активно строились в тот период на Урале.

Списки переселенцев, состав семьи, география расселения - все имеется. Причем, если ревизская сказка (документ) по прежнему месту жительства оформлялась в рамках государственной переписи, то по прибытию на новое место работы перепись уже оформлялась в частном порядке по заказу владельца завода (для уплаты подушного налога в казну). Между собой эти документы никак не увязаны, а по содержанию имеется полное соответствие.

3. Выводов, как таковых, здесь нет. Задача сводится просто к семейной генеалогии. Я не занимался анализом исторических событий, все комментарии - просто наблюдения из практики по сути нашего разговора.

Date: 2021-08-13 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] okhotshiy.livejournal.com
"были церковные дьяки, которые вели метрические книги"
Это церковь поработала. Церковные дьяки до 19-го века — фальшивка.
Image

Date: 2021-08-13 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Спасибо. А есть ли у Вас сканы из разных эпох? Хотелось бы просмотреть. В сети я вижу только период 1863-1911.

Date: 2021-08-13 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] isinor.livejournal.com
Более того, документы, отражающие эпоху ВКЛ и Речи Посполитой, которые хранятся в Варшавском архиве (написаны латиницей, но читаются по русски) содержат ревизию деревень современной Белоруссии. После первого раздела Польши в 1772 году все персоны отражены уже в Российской ревизии.

Т.е. срастается полностью документы не только разных эпох, но и разных территориальных образований.

1693 - ревизия ВКЛ (Русский язык латинскими буквами, документ из Варшавского архива)
1722 - 1я ревизия Российской Империи (Пермская губерния)
1747 - ревизия ВКЛ
1748 - 2я ревизия
1764 - 3я ревизия
1796 - Метрическая книга
1809 - 6я ревизия
1850 - 9я ревизия

Примеры сканов в архиве.

https://dropmefiles.com/QZLVR
Edited Date: 2021-08-13 04:42 pm (UTC)

Date: 2021-08-13 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] alexsoff.livejournal.com
Я одну из ветвей своего рода (в итоге тоже крестьянско-однодворского, но началось все с изгнанного священника) смог проследить до 1838. Но создалось у меня впечатление, что существовало как бы несколько отделных слоев, для каждого из которых своя история. И эти слои почти не пересекаются даже на одной территории.
И если подумать, когда степень "натуральности" хозяйства колеблется около 90%, то никакие налоги, подати, повинности... не имеют смысла. (Их просто невозможно собрать.) И управлять мелкими разбросанными деревнями невозможно. А концентрация деревень хотя бы в полсотни дворов - это уже конец 19-го века.

Date: 2021-08-13 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Спасибо! Начинаю смотреть.

Date: 2021-08-13 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Те же мысли и у меня.

Date: 2021-08-13 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] maxorlovski.livejournal.com
Абсолютно согласен

Date: 2021-08-14 12:17 am (UTC)
From: [identity profile] joedoe-new.livejournal.com
http://versia.org/2016/03/20/ekspertiza-davnosti-kak-ona-est/
Экспертиза давности документов или другими словами – установление периода времени нахождения подписей, записей и оттисков печати на бумаге – одна из самых сложных по исполнению и спорных по оценке результатов среди судебных экспертиз. До сих пор среди специалистов нет общепризнанного взгляда по каким изменениям свойств записи, подписи или оттиска печати на бумаге, можно было бы достоверно давать оценку их возраста.

Date: 2021-08-15 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] jarnikov45.livejournal.com
Часть крестьянского сословия фактически вела деятельность купеческую и промышленную, но все они были лично свободные. Поэтому возможны метрики. На Севере были своеземцы - группа крестьян, аналогичная дворянам-однодворцам на юге, в Сибири сибирские дворяне не учитываемые одновременно с дворянами российскими. Хотя и по российским дворянам у Долгорукого и Петрова приводятся сведения о спорах при полном отсутствии метрических документов у государства.

Date: 2021-08-15 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] vladimir nefedov (from livejournal.com)
По Пермскому архиву до 1842г метрики были разлинованы вручную ,а с января 1842г записи уже пишутся в метрических книгах сделанных типографским способом. С каждой метрики делалась копия ежегодно и отправлялась на верх для отчетности, притом данные метрики дублируются если посмотреть то можно увидеть данные по какому то году в других книгах.

Date: 2021-08-15 04:22 pm (UTC)
From: [identity profile] chispa1707.livejournal.com
Мне не под силу оспорить эту группу документов. Хочется, но не под силу.

Date: 2021-08-15 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] okhotshiy.livejournal.com
Я знаю могилу своего деда Фёдора Ефремовича (15. 05. 1892 — 29. 05. 1966), но в Пермском архиве о нём нет НИЧЕГО. Ни по метрикам, ни по ревизским сказкам. Тем более о прадеде Ефреме. А я искал с пристрастием — у моих предков в собственности имелся 2-хэтажный (каменно-деревянный) дом в самом центре города. После революции их уплотнили. Я по закону первый наследник. Но в архиве нет НИЧЕГО.

Date: 2021-08-16 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] isinor.livejournal.com
>но в Пермском архиве о нём нет НИЧЕГО. Ни по метрикам, ни по ревизским сказкам

Я правильно понимаю, что у Вас имеется копия ревизии, но в ней нет упоминания персоны?
Или просто нет ревизий в архиве? Так это сплошь и рядом - в период 1850-1890 сохранность фондов слабая, как будто кто-то сознательно проредил именно вторую половину XIX века. Если Ваш дед родился в 1882 году, то и прадед мог не попасть в крайнюю ревизию 1858 года.

Date: 2021-08-16 05:53 pm (UTC)
From: [identity profile] okhotshiy.livejournal.com
Копии нет.)))))
Зачем мне копии документов, в которых нет нужного мне следа?
Дед родился в 1892-ом. Так указано на памятнике, и согласуется с рассказами отца. Нашёл только братьев и сестёр отца (все послереволюционные), и дореволюционных предков по материнской линии (коми-пермяки), но хозяевами дома была семья по отцовской (русской) линии. И их в до революционной документации я не нашёл, хотя днями просиживал в архиве, и запрашивал документы по всем территориям, о которых слышал от родителей (Пермь по умолчанию) Ничего не нашёл. Надеюсь, плохо искал.

Date: 2021-08-16 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] isinor.livejournal.com
>документы по всем территориям

Если не известно, где жила семья прадеда, в таком случае поиск может затянуться. Здесь вопросов нет. Если же известна деревня, тогда не может не остаться следов, родственники прадеда прямые и двоюродные по основной фамилии будут так или иначе проявлены. По женской линии искать сложно, когда фамилия не известна, по мужской не должно быть вопросов.

Ревизий не будет за этот период, 1895 год у мормонов имеется только Сарапульский уезд из близлежащих территорий. Сельскохозяйственная перепись 1925/26 гг еще может быть решением, если прадед был жив на этот период, будет хотя бы его отчество указано, а там можно зацепить ревизии 1850 и 1858 года.

Но, Вы, должно быть, все это уже проверили.
Наверное не стоит спамить тему.

Вы путаете понятия

Date: 2021-08-31 09:00 am (UTC)
From: [identity profile] nikola-67.livejournal.com
Современная церковь в смысле храма мракобесов и историческая церковь в смысле аналогии ЗАГСа -- это две большие разницы.

Profile

chispa1707: (Default)
chispa1707

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 910
11 1213 14 15 1617
18 192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 20th, 2026 06:38 am
Powered by Dreamwidth Studios