
Человеку требуется не так много вещей, и богатство копят не за этим. Богатство это власть над процессами - производственными, прежде всего. Миллиардер де-факто управляет многими тысячами людей, и период безошибочного управления, видимо, следует сравнивать с успешным сёрфингом: метр влево или вправо, и тебя погребет многими тоннами воды, но ты идешь как по лезвию - на скорости мотоцикла. Это должно быть приятно.
***
При этом каждый богач обречен пережить поражение - как только в дверь постучиться Смерть. Доску для сёрфинга можно передать сыну, но вот будет ли он так же хорош? Да и что тебе до его судьбы? - парень все равно будет строить жизнь по-своему. Если это учитывать, то становится ясно, что каждое личное богатство смертно. И отсюда возникает вопрос, так откуда же появились многомиллиардные состояния? Единственный ответ: это не личные состояния; эти состояния групповые, и вот они претендуют на бессмертие.
***
Группа интересна тем, что в ней царят договоренности, иногда бессрочные. Человек может плюнуть на дворец и поселиться у моря в шалаше - было бы море ) а вот на договоренности не плюнешь. Наши обязательства нам переступить сложно, а иногда и опасно. Группа, провернувшая заведомо преступную схему, сплачивается еще сильнее, - теперь у каждого есть компромат на каждого; слить вовне его нельзя, а вот тыкать этим в лицо партнеру лет сорок подряд - легко. И вот что интересно: обязательства (вместе с деньгами) можно передать сыну, и с этого момента он попал, а игра становится вечной.
***
Это я к тому, что мы в лице финкапа имеем дело не с людьми, а с системными отношениями миллиардов сложно переплетенных взаимных обязательств. И менять следует не людей (что часто невозможно), а эту систему отношений - бережно-бережно.